Судья:Борисова Е.А. гр.дело № 33-2983/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Решетняк М.А.
судей – Захарова С.В., Балыкиной Г.В.
при секретаре – Потякиной М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 января 2011 года, которым постановлено:
«Заявление Краснова Г.Н. удовлетворить.
Признать за Красновым Г.Н. право на получение государственного жилищного сертификата, иных видов государственной финансовой поддержки предоставляемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья или жилой площади без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по месту военной службы».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., возражения на кассационную жалобу представителя Краснова Г.Н. – Шамаева В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснов Г.Н. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании права на получение государственного жилищного сертификата без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.
В обоснование своих требований указал, что он состоял на военной службе в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, военную службу окончил на территории Украины.
Приказом Командующего Силами противовоздушной обороны Украины № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 65 п. «б» (по возрасту) уволен в запас.
ДД.ММ.ГГГГ Краснов Г.Н. исключен из списков личного состава части всех видов обеспечения и направлен на учет в Отрадненский ГВК Самарской области России.
Краснов Г.Н. имеет звание капитана и является пенсионером.
В 1995г. он был включен Администрацией г.о. Самара в список военнослужащих запаса, очередников на получение жилых помещений, утвержденных постановлением Главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ
Краснов Г.Н. обратился в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата, однако ему было отказано в получении ГЖС, поскольку не предоставлен полный пакет документов, а именно отсутствует справка КЭЧ о сдаче жилого помещения.
Ссылаясь на то, что Краснов Г.Н. не имеет иного жилого помещения, данным отказом нарушаются его права, он просил суд с учетом уточнений признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, иных видов государственной финансовой поддержки предоставляемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья или жилой площади без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по месту военной службы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Департамент управления имуществом г.о. Самары и Администрация г.о. Самара просят решение отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых" предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
На основании п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме к которому прилагают соответствующие документы.
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин -участник указанной подпрограммы представляет следующие документы:
а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федераций);
ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.
Согласно ст. 4 ФЗ от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей на момент обращения истица с заявлением об участии в подпрограмме, о рассмотрения вопроса о предоставлении ГЖС, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1 и 2 Правил).
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062, в редакции от 9 июля 2007 г. N 861, "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительство Российской Федерации уполномочено утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан, к которым, исходя из содержания пункта 1 названного Указа, относятся и граждане, уволенные с военной службы.
По смыслу п.2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам.
Из материалов дела видно, что Краснов Г.Н. являясь капитаном, уволен с военной службы в запас по п. 65 подп. «б» по возрасту. Выслуга лет Краснова Г.Н. в Вооруженных силах в календарном исчислении составляет 20 лет 03 месяца.
Судом установлено, что Краснов Г.Н. после увольнения из Вооруженных сил прибыл на постоянное место жительства в г. Самару и ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в отдел учета и распределения жилой площади администрации города Самары.
Постановлением главы администрации г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № Краснов Г.Н. включен в список очередности за №.
Согласно свидетельству о расторжении брака, ДД.ММ.ГГГГ брак между Красновым Г.Н. и ФИО расторгнут. Краснов Г.Н. обратился в Администрацию г.о. Самара об изменении состава семьи.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году, по городскому округу Самара».
Краснов Г.Н. указан в приложении к указанному постановлению в п. 9, состав семьи 1 человек.
Из протокола заседания областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на территории Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по информации администрации городского округа Самара отсутствует справка КЭЧ о сдаче жилья.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Краснова Г.Н. о признании за Красновым Г.Н. право на получение государственного жилищного сертификата, иных видов государственной финансовой поддержки предоставляемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья или жилой площади без справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по месту военной службы, поскольку Краснов Г.Н. не имеет возможности предоставить справку о сдаче жилья из КЭЧ района по обстоятельствам от него не зависящим. Основанием для отказа в обеспечении жильем на территории Российской Федерации может являться наличие жилья на территории РФ, жилые помещения, расположенные за переделами Российской Федерации подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся, право на получение перечисленных выше мер социальной поддержки истец имеет в силу закона.
Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара в кассационных жалобах о несогласии с решением суда не могут быть приняты во внимание, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела судом определены правильно, выводы суда основаны на нормах действующего закона и представленных сторонами доказательствах, которые получили надлежащую оценку
Судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 января 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: