Судья: Соковых В.В. Гр.д. № 33- 3362
ОПРЕДЕЛЕНИЕ11 апреля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующей: Филатовой Г.В.
судей: Книстяпиной Н.А., Подольской А.А.
при секретаре: Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Матвеевой Ю.В. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 03 марта 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Матвеевой Ю.В. о признании незаконным постановления Главы городского округа Чапаевск Самарской области № 70 от 26.01.2011 г. «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семьи Матвеевой Юлии Вячеславовны, обязании восстановления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., объяснения Матвеевой Ю.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Главы г.о. Чапаевск и Администрации г.о. Чапаевск по доверенности Мордашовой В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Матвеева Ю.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы городского округа Чапаевск Самарской области № 70 от 26.01.2011г. «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях её молодой семьи, обязании восстановления семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указала, что в соответствии с жилищным законодательством признаны лицами нуждающимися в улучшении жилищных условий и на основании постановления главы г.о.Чапаевск № 690 от 22.08.2008 г. приняты администрацией г.о.Чапаевск на соответствующий учёт в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсаций на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
В рамках указанной программы её семья, включая рожденного в 2009 году ребенка, приобрела за счет кредитных средств через Самарский областной фонд жилья и ипотеки квартиру, расположенную по адресу <адрес>. Сделка купли-продажи квартиры была совершена исключительно при условии предоставления молодой семье субсидий как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы г.о.Чапаевск № 70 от 26.01.2011 г. «О снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях» семья была снята с учёта в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002г.-2010г.
На момент постановки на учет, Матвеевой Ю.В. было 24 полных года, а её супругу полных 25 лет, в связи с чем семья соответствовала требованиям п.5 Правил, а также ст.51 ЖК РФ.
Матвеева Ю.В. считает, что принятым постановлением глава г.о.Чапаевск препятствует ей и её семье в осуществлении конституционного права на жилище, оспариваемое постановление не соответствует требованиям ч.1и 2 ст.56 ЖК РФ.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Матвеева Ю.В. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 979 от 10.04.2008 г. № 257);
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов семья Матвеевых с составом семьи три человека признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Согласно выписки из постановления главы г.о.Чапаевска от 22.08.2008 г. № 690 в соответствии с п.п.17 постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от 13.05.2006 г. № 285, молодая семья Матвеевой Ю.В. в составе трех человек, зарегистрирована на частной квартире по <адрес>.
На основании постановления главы г.о.Чапаевск от 26.01.2011 г. № 70 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», молодая семья Матвеевой Ю.В. в составе 3-х человек снята (в числе других) с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
В данном постановлении указано, что оно принято в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Оспаривая законность принятого главой г.о.Чапаевск постановления о снятии семьи заявительницы с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Матвеевой Ю.В. суду предоставлена выписка из данного постановления, которая не соответствует действительности, составлена ошибочно.
Вместе с тем, суд правильно указал, что выписка из постановления которым семья Матвеевой Ю.В. снята с учета, по смыслу закона не является тем ненормативным актом органа местного самоуправления, который может быть оспорен в суде по правилам главы 25 ГПК РФ, т.к. при несоответствии с содержанием самого постановления не нарушает права и свободы заявителей. Данную выписку нельзя рассматривать как редакцию оспариваемого постановления.
Установлено также, что находясь на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и являясь участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., семья Матвеевой Ю.В. приобрела 31.08.2009г. в общую совместную собственность с использованием кредитных средств жилое помещение -квартиру, общей площадью 30,50 кв.м. в <адрес> по адресу <адрес>.
При этом на момент приобретения данной квартиры и по настоящее время семья Матвеевой Ю.В. в составе 3-х человек проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности матери заявительницы Семенчук Р.Н. по адресу <адрес> «а», общей площадью 56,2 кв.м. Проживание Матвеевой Ю.В. и её дочери Матвеевой Д.Н. в данном доме осуществляется на условиях договора коммерческого найма, заключенного с собственником квартиры.
Супруг заявительницы Матвеев Н.М. является собственником 1/2 доли <адрес> в <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м., т.е. его доля в этом жилом помещении соответствует 21,0 кв.м.
В соответствии с постановлением главы г.Чапаевска от 20.12.2005 г. № 60-ЧД (л.д.24) утверждена учетная норма и нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на территории г.Чапаевска, в соответствии с которым учетная норма площади жилых помещений в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма- 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что после приобретения квартиры по адресу г.Самара, проспект К.Маркса, 358-100, семья Матвеевой Ю.В. улучшила свои жилищные условия и перестала быть нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, поскольку размер общей площади жилых помещений, приходящийся на каждого члена семьи, увеличился и стал составлять 17,1 кв.м. (30,50 + 21,0 = 51,5 / 3).
Суд обоснованно не принял во внимание доводы заявительницы о том, что приобретенная квартира не может учитываться при принятии оспариваемого решения, т.к. семья не получила социальную выплату предусмотренную целевой программой, а сделка купли-продажи квартиры совершена исключительно при условии предоставления семье субсидии в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., поскольку в материалах учетного жилищного дела семьи Матвеевой Ю.В. отсутствуют сведения об обращении данной семьи в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, сведения о выдаче свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
Условиями прекращения реализации подпрограммы является досрочное достижение целей и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Механизм реализации указанной подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 3.
Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Таким образом, механизм реализации ныне действующей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусматривает использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам, а изменение механизмов реализации государственной жилищной политики повлекло за собой прекращение реализации подпрограммы, действовавшей в период 2002-2010г.г.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал Матвеевой Ю.В. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Матвеевой Ю.В. о нарушении их права на получение социальной выплаты является несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 03 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Матвеевой Ю.В. без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -