Судья Соковых В.В. гр. дело № 33 - 2918ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Филатовой Г.В.
Судей: Подольской А.А., Книстяпиной Н.А.
При секретаре: Самодуровой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.о. Чапаевск Самарской области на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 17 февраля 2011 г., которым постановлено:
«Удовлетворить заявление Сидориной А.В..
Признать несоответствующим закону постановление Главы городского округа Чапаевск Самарской области № 1381 от 29.10.2010 г. «О снятии Сидориной А.В. с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А.,
объяснения представителя Администрации г.о. Чапаевск Самарской области Мордашовой В.В. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Сидориной С.В., а также ее представителя Бегеба А.А. (на основании ордера № 000345 от 18.02.2011 г.), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидорина А.В. обратилась в суд с заявлением о признании несоответствующим закону постановления Главы городского округа Чапаевск Самарской области № 1381 от 29.10.2010 г.
В обоснование заявления Сидорова А.В. указала, что 08.11.2010 г. она по почте получила вышеуказанное постановление Главы г.о.Чапаевск и извещение от 02.11.2010 г. № Д 2.1-26-б/н о том, что её семья исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и снята с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное постановление не содержало оснований принятого решения в связи с чем, она направила запрос о разъяснении причин послуживших причиной вынесения данного акта. Из письма Администрации г.о. Чапаевск от 06.12.2010 г. № Д-21-Н9/С-999 стало известно, что основанием для снятия семьи с учёта послужила некая информация, выявленная в результате проверки представленных заявителем сведений о том, что норма обеспечения жилым помещением каждого члена семьи была более учётной нормы определённой установленной требованиями действующего законодательства, при этом какие-либо ссылки на нормы действующего законодательства как в постановлении, так и в письме отсутствовали. Вместе с тем все сведения, представленные заявителем при подаче заявления о постановке семьи на учёт, были достоверны. Семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления главы г.о.Чапаевск от 07.09.2006 г. № 632, которое до настоящего времени не отменено и не признано несоответствующим закону. Исходя из текста письма Администрации, обстоятельства, явившиеся основанием для снятия с учета, существовали на момент признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть в 2006 году.
Так, указанное постановление, по мнению Сидориной А.В., противоречит норме ст. 56 ЖК РФ, так как вынесено по истечении 30 рабочих дней после выявления обстоятельств, при этом, с 2006 года заявительницей неоднократно представлялись документы, содержащие сведения об имущественном положении семьи, её жилищных условиях.
Кроме того, в соответствии с договором купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств № 107840-КП-2008 от 27.11.2008 г. заявительницей была приобретена квартира в <адрес>. При покупке указанной квартиры она рассчитывала на частичное погашение кредита за счёт предусмотренной программой социальной выплаты. Однако, в связи с незаконным снятием с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возникли обстоятельства, препятствующие дальнейшему исполнению обязательств по кредитному договору.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, поскольку Сидорина А.В. считает, что постановление вынесено с нарушениями норм действующего законодательства, она просила суд признать его не соответствующим закону.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Чапаевск Самарской области просит решение отменить, поскольку считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что 17.09.2005 г. Сидорин А.Г. и Карягина А.В. зарегистрировали брак, супругам присвоена фамилия Сидорины (свидетельство о заключении брака, л.д.6).
19.03.2006 г. и 04.05.2009 г. у Сидориных А.Г. и А.В. родились дети Сидорина М.А. и Сидорин С.А., что подтверждается свидетельствами об их рождении (л.д.7,8).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2008 г. видно, что Сидорин А.Г. и Сидорина А.В. являются сособственниками на праве общей совместной собственности квартиры по адресу <адрес> (л.д.9). Данная квартира приобретена по договору купли-продажи с использованием кредитных средств от 27.11.2008 г. № 107840-КП-2008, что подтверждается соответствующим договором купли-продажи (л.д.20,21) и кредитным договором № 107840-КД-2008 от 27.11.2008 г. (л.д.10-14).
Постановлением Главы городского округа Чапаевск от 29.10.2010 г. № 1381 (л.д.16, оборот) Сидорина А.В. с составом семьи 3 человека снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и исключена из списков участников данной подпрограммы утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285.
Из извещения начальника жилищного отдела администрации г.о. Чапаевск от 02.11.2010 г. (л.д.17) следует, что семья Сидориных была уведомлена о вынесении оспариваемого постановления главы г.о. Чапаевск.
В сообщении начальника жилищного отдела администрации г.о. Чапаевск от 06.12.2010 г. в ответ на заявление Сидориной А.В. от 23.11.2010 г. (л.д.18,19) указывается, что семья Сидориных была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением Главы городского округа № 632 от 07.09.2006 г. На основании постановления Главы г.о.Чапаевск № 597 от 29.06.2007 г. «О признании молодой семьи участницей подпрограммы» семья была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. В ходе проверки представленных Сидориными сведений была выявлена информация, повлекшая за собой исключение семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и снятие с регистрационного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент постановки семьи на указанный учет норма обеспечения жилым помещением каждого члена семьи была более учетной нормы определенной установленной требованиями действующего законодательства. В рамках приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства Главой городского округа Чапаевск было издано оспариваемое постановление, которое Администрация г.о.Чапаевск считает законным и обоснованным.
Из материалов дела усматривается, что 04.08.2006 г. Сидорина А.В. обратилась в Администрацию г.о.Чапаевск с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, указав в качестве причины обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, в качестве членов своей семьи указала супруга Сидорина А.Г. и дочь Сидорину М.А. (л.д.86,87).
Постановлением главы г.о.Чапаевска от 07.09.2006 г. № 632 в соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ, ч.1 ст.6 Закона Самарской области «О жилище», рассмотрев материалы жилищной комиссии, молодая семья Сидориной А.В. в составе трех человек, зарегистрирована в 2-х комнатной квартире по <адрес>, площадью 41,7 кв.м. (4 человека) принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (л.д.88).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 13.06.2006 г. следует квартира по адресу <адрес> зарегистрирована на праве общей совместной собственности за Карягиными В.А. и Т.Е. на основании договора купли-продажи от 31.05.2006 г. (л.д.84,85).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.05.2006 г. видно, что 1/5 доли квартиры, расположенной по адресу <адрес> была зарегистрирована на праве общей долевой собственности за Сидориной А.В. (л.д.81). 31.05.2006 г. данная квартира была продана сособственниками Пикулиной В.М., Карягиным В.А., Карягиной Т.Е., Карягиным СВ., Сидориной А.В., что подтверждается договором купли-продажи (л.д.79).
Из договора купли-продажи от 21.08.2006 г. видно, что Сидорина А.В. и Сидорин А.Г. приобрели в общую совместную собственность однокомнатную квартиру по адресу <адрес>, общей площадью 30,70 кв.м. (л.д.68-72) и зарегистрировали право общей совместной собственности на данное жилое помещение в ЕГРП 24.08.2006 г. (свидетельство о государственной регистрации права, л.д.73).
В учетном деле имеется заявление Сидориной А.В. в Администрацию г.о.Чапаевск от 03.12.2007 г. (л.д.97,98) в котором она просит осуществить оценку доходов и иных денежных средств для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Заключением утвержденным начальником жилищного отдела Администрации г.о.Чапаевск Кутыревым А.Н. от 04.12.2007 г. (л.д.95,96) молодая семья Сидориной А.В. признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно выписки из постановления Главы г.о.Чапаевск от 29.06.2007 г. № 597 молодая семья Сидориной А.В. признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (л.д.102). О признании семьи Сидориной А.В. участницей указанной подпрограммы семья была уведомлена извещением от 03.07.07 г. (л.д.101).
Из заявления Сидориной А.В. Главе г.о.Чапаевск от 22.06.07 г. (л.д.103) следует, что она просит предоставить субсидию на приобретение жилого помещения в 2008 году.
Согласно справок выданных МУП Комитетом по ЖКХ г.о.Чапаевск 14.07.2006 г. Сидорин А.Г. зарегистрирован по адресу <адрес>19 в составе семьи 6 человек: Сидорина М.А. (дочь), Сидорин Г.Н. (отец), Сидорина Т.М. (мать), Сидорина М.Г. (сестра), Сидорин Ю.Г. (брат); Сидорина А.В. зарегистрирована по адресу <адрес>5 в составе семьи 4 человека: Карягин В.А. (отец), Карягина Т.М. (мать), Карягин СВ. (брат) (л.д.106).
Распоряжением Главы г.о.Чапаевск от 21.02.2006 г. № Д-8-43 утверждено Положение о жилищном отделе Администрации г.о.Чапаевск (л.д. 146-150), из которого усматривается, что жилищный отдел является структурным подразделением администрации городского округа, созданным для исполнения полномочий администрации городского округа в области жилищного законодательства (п.1.1.). Жилищный отдел возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности Главой городского округа и в своей работе подчиняется первому заместителю Главы городского округа (п.1.3.). Задачами и функциями жилищного отдела являются (среди прочих) подготовка документов по предоставлению, обмену жилья и постановке на учет граждан в список администрации городского округа на комиссию (п.2.7.); подготовка пакета документов, необходимых для получения субсидий и кредитов с предоставлением их в Министерство экономического развития Самарской области и Областной фонд жилья и ипотеки.
Из протокола № 69 заседания жилищной комиссии от 29.10.2010 г. (л.д. 153,154) видно, что Комиссией принято решение снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключить из списков участников подпрограммы молодую семью Сидориной А.В. в составе семьи 3 человека.
Постановлением Главы г.Чапаевска от 20.12.2005 г. № 60-ЧД (л.д. 161) утверждена учетная норма и нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма на территории г. Чапаевска, в соответствии с которым учетная норма площади жилых помещений в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма составляет 12 кв.м. общей площади
на одного человека. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Исчерпывающие основания для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены частью 1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
В качестве основания снятия семьи заявительницы с учета представитель Администрации г.о.Чапаевск сослалась на п. 6 ч. 1 ст.56 ЖК РФ, -неправомерная постановка семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неправильным подсчетом площадей занимаемых жилых помещений приходящихся на каждого члена семья Сидориных, явившаяся результатом неправомерных действий должностного лица - в то время начальника жилищного отдела администрации г.о.Чапаевск Кутырева А.Н., при этом указала, что достоверность представленных семьей документов послуживших основанием для принятия семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация г.о.Чапаевск не оспаривает.
Между тем, с данной позицией представителя заинтересованного лица нельзя согласиться.
Согласно ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из постановления Главы г.о. Чапаевск от 29.10.2010 г. № 1381 усматривается, что решение о снятии семьи Сидориной А.В. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий принято в соответствии со ст.56 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в виде компенсации на приобретение жилья» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Из содержания данного постановления не видно, по какому конкретно основанию должностное лицо органа местного самоуправления пришло к выводу о необходимости снятия семьи Сидориной А.В. с учета, в нём отсутствует ссылка на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ. Вместе с тем ссылка на данные обстоятельства является обязательной в силу прямого указания закона.
Более того, как усматривается из материалов дела, в течение более 4-х лет (с 2006 г. по 2010 г.) за Сидориными признавалось право быть нуждающимися в улучшении жилищных условий. Также, в 2007 году семья Сидориной А.В. признана участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., осуществлялась проверка доходов семьи для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из объяснений заявительницы следует, что на момент принятия на учёт семья была нуждающейся в улучшении жилищных условий поскольку в общей совместной собственности супругов Сидориных А.В. и А.Г. находилась квартира общей площадью 31,60 кв.м. по адресу <адрес>. Данное жилое помещение приходилось на семью в составе трех человек, включая несовершеннолетнего ребенка, что являлось менее учетной нормы жилья установленной в г.о.Чапаевск (12 кв.м.). Данные обстоятельства были известны жилищному органу местного самоуправления при постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Регистрация Сидориных А.В. и А.Г. в других жилых помещениях по месту проживания их родителей сама по себе не может ограничивать реализацию их законных прав и интересов.
Таким образом, суд обоснованно указал, что оспариваемое постановление по содержанию издано с нарушением ст.56 ЖК РФ, а именно его содержание не соответствует требованиям закона регулирующего правоотношения, возникающие в связи со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку ссылка представителя заинтересованного лица на неправомерные действия должностного лица жилищного отдела Администрации г.о. Чапаевск при решении вопроса о принятии семьи Сидориной на учет, как семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, какими-либо достоверными доказательствами не подтверждена, она судом правомерно была признана несостоятельной.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных, служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять (среди прочего) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно пункту 28 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление Главы городского округа Чапаевск от 29.10.2010 г. № 1381 нарушает права и свободы заявительницы, поскольку влечет к необоснованному отказу в получении семьей Сидориных социальной выплаты на погашение суммы долга по жилищному кредиту, предоставленному на приобретение жилья.
Поскольку решение о постановки семьи Сидориной А.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до настоящего времени не отменено, суд правомерно при вынесении решения ограничился указанием на признание незаконным оспариваемого постановления.
Доводы кассационной жалобы представителя заинтересованного лица направлены на переоценку положенных в основу решения суда доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем, не могут быть прияты судебной коллегией во внимание.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Чапаевск Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: