Судья Башмакова Т.Ю. Гр. дело №33-3839/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.
19 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Сорокиной Л.А., Тарасовой С.М.
при секретаре Потякиной М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Надыршиной Г.Н. на решение Кировского районного суда г. Самары от 17 марта 2011 года, которым постановлено :
«В удовлетворении жалобы Надыршиной Г.Н. о признании действий сотрудников Самарского таможенного поста незаконными в части определения стоимости автомашины – отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., объяснения Надыршиной Г.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу главного государственного таможенного инспектора правового отдела – Федорова И.В. ( по доверенности), старшего государственного таможенного инспектора правового отдела ( по доверенности), судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Надыршина Г.Н. обратилась в суд с жалобой на незаконные действия сотрудников Самарского таможенного поста в части определения стоимости автомашины. В жалобе указала, что 11.12. 2010 года она приобрела автомашину <данные изъяты>, 2010 года выпуска, с объемом двигателя 3497 кубических сантиметров, VIN- №, за 18 тысяч долларов США. Приобретение данной автомашины подтверждается коммерческим инвойсом, чеком. 11.01.2011 года в обеспечение таможенных платежей ею была уплачена сумма в размере 495550 рублей и 2000 рублей таможенного сбора, что подтверждается платежными поручениями. 20.01.2011 года на Самарский таможенный пост была представлена указанная автомашина и документы, а именно: транзитная декларация № № таможенная расписка; коммерческий иивойс № № от 13.12.2010 года; полицейский сертификат № № от 13.12.2010 года; коносамент № № Также на Самарский таможенный пост было предъявлено письмо, в котором указано, что приобретенный ею автомобиль является не полной комплектации, в связи с чем, на автомобиль имеются скидки. 21.01.2011 года она получила письменный ответ о том, что таможенные органы не согласны с заявленной стоимостью и предложили доплатить таможенные пошлины из расчета 5,5 евро за 1 куб. см. Кроме того, в письме указано, что в представленном ею полицейском сертификате № № от 13.12.2010 г. (количество мест 7) и электронной копии транзитной декларации № № (количество мест 7), а при осмотре автомобиля количество мест 5. Полагает, что электронная копия транзитной декларации не является надлежащим документом, кроме того, в транзитной декларации не указано, сколько мест имеет данный автомобиль. В связи с чем, ссылка на расхождение количества мест является необоснованной, поскольку ею представлены сведения о том, что машина идет не полной комплектации, а именно: отсутствуют пороги, третий ряд сидений, запасное колесо с колпаком и т. д. Также в таможенные органы была представлена и копия чека о покупке автомобиля. Самарский таможенный пост при оценке стоимости ее автомашины ссылается на источники информации сети Интернет, в которых стоимость на автомашины указанной марки выше стоимости заявленной ею при таможенном оформлении. Однако, считает, что ссылки таможенных органов на источники информации сети Интернет других фирм являются незаконными. Кроме того, автомобиль был приобретен ею по сниженной цепе в связи с неполной комплектацией автомашины, о чем имеется письмо, представленное в таможенные органы. Также не может быть принята во внимание и ссылка таможенных органов на информацию вышеуказанных сайтов, поскольку таможенными органами представлена информация с сайтов на 20 января 2011 года, а автомашина была приобретена 11 декабря 2010 года. Ею в таможенные органы были представлены документы, подтверждающие покупку автомашины за 18 тысяч долларов США, а именно, что машина является неполной комплектации и идет со скидкой в 15%.
Ссылаясь на то, что она доказала приобретение ею автомашины за 18000 долларов США, действия таможенных органов считает незаконными, уточняя исковые требования Надыршина Г.Н., просила суд признать действия сотрудников Самарского таможенного поста незаконными в части определения стоимости автомашины из расчета 5,5 евро за 1 куб. см., обязать Самарский таможенный пост произвести расчет стоимости таможенных платежей в размере 18000 долларов США, признав таможенную сумму обеспечения в размере 491 783 рублей -таможенным платежом, обязать Самарский таможенный пост произвести таможенное оформление автомашины по оплаченной ею таможенной сумме обеспечения в размере 491783 рублей, то есть из расчета 3,5 евро за 1 куб. см., обязать Самарский таможенный пост выпустить в свободное обращение автомашину со всеми необходимыми документами для дальнейшего оформления в МРЭО ГИБДД УВД по г. Самара.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Надыршина Г.Н. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении ее требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст.288 ТК РФ таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета, иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.
В соответствии со ст. 322 ТК РФ таможенная стоимость товаров является налоговой базой для цели исчисления таможенных пошлин, налогов.
Согласно ст. 282 ТК РФ единые ставки таможенных пошлин, налогов применяются в количественных пределах, устанавливаемых Правительством РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 361 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» определен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к настоящему Соглашению.
Постановление Правительства РФ от 29.11.2003 №718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» применяется в части не противоречащему Таможенному кодексу Таможенного союза и Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
В соответствии с абзацем 19 пункта 11 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 №718 (ред. от 31.05.2010) «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», в целях определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, под стоимостью понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Указанная цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа Российской Федерации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.
Согласно статье 12 Соглашения, таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к настоящему Соглашению в размерах, предусмотренных данным приложением.
В соответствии со ст. 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных платежей, в отношении транспортных средств для личного пользования, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение.
Ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к настоящему Соглашению.
В соответствии с пунктом 12 раздела IV Приложения №5 к указанному Соглашению, в отношении автомобилей перемещаемые через таможенную границу любым способом с момента выпуска которых прошло не более трех лет, ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются в зависимости от стоимости данного автомобиля, а именно :стоимость которых составляет более 8500 евро в эквиваленте, но не превышает 16700 евро в эквиваленте - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за I куб. сантиметр рабочего объема двигателя; стоимость которых составляет более 16700 евро в эквиваленте, но не превышает 42300 евро в эквиваленте - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя и т.д.
Верховный Суд РФ в своем решении от 16.04.2007 № ГКПИ06-1662 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятнадцатого пункта 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718, признал, что абзац 19 пункта 11 Положения не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, указав при этом следующее. Содержащееся в абзаце 19 пункта 11 Положения понятие «стоимость» не тождественно понятию «таможенная стоимость», поскольку данная стоимость не является базой для исчисления и взимания таможенных платежей, а используется исключительно для отнесения автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, к одной из ценовых категорий. Указанная в оспариваемых предписаниях стоимость, представляющая собой цену, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции, не заявляется физическим лицом при декларировании автомобиля, а определяется таможенным органом самостоятельно, на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа Российской Федерации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска. При отнесении таможенным органом автомобиля, с момента выпуска которого прошло не более 3 лет, к одной из ценовых категорий происходит определение единой ставки таможенной пошлины, налога, но не исчисление суммы таможенного платежа, поскольку таможенный платеж исчисляется исходя из таможенной стоимости автомобиля, а не стоимости, определяемой на основании абзаца 19 пункта 11 Положения.
Судом установлено, что 20.01.2011 на Самарский таможенный пост Самарской таможни Надыршиной Г.Н. была подана таможенная декларация на автомобиль марки «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, объем двигателя 3497 см. куб., цвет кузова белый, идентификационный номер № номер двигателя № приобретенный в Объединенных арабских эмиратах в фирме «<данные изъяты>». В декларации в графе «таможенная стоимость» Надыршина Г.Н заявила стоимость на указанный автомобиль в размере 18 000 долларов США, так как указный автомобиль был приобретен в неполной комплектации (отсутствуют пороги, третий ряд сидений, запасное колесо с колпаком, также отсутствует обшивка багажной двери) со скидкой в 15 процентов. В подтверждение заявленной стоимости декларантом при таможенном оформлении были представлены следующие документы : транзитная декларация №№, таможенная расписка №№ коммерческий инвойс «<данные изъяты>» №№ от 13.12.2010, полицейский сертификат №№ от 13.12.2010, коносамент№№, письмо «<данные изъяты>» от 13.12.2010г. (л.д.7-8 )
По информации из сети Интернет стоимость аналогичных автомобилей, предлагаемых к продаже в Объединенных арабских эмиратах, составляет: 25 000 долларов США или 18 552,86 Евро ;92 000 Dhs или 18 676,03 Евро ; 88000-140000 Dhs или 17864,03-28420,04 Евро.
Надыршина Г.Н. ссылалась на то, что она приобрела автомобиль неполной комплектации с 15% скидкой. Указанные доводы опровергаются данными таможенного осмотра (л.д.13), записью в чеке от 11.12.2010 года № 1289 (л.д.109, 110), сообщением из Астраханской таможни (л.д.71), тальманской распиской (л.д.73). Представленный при таможенном оформлении автомобиля коммерческий инвойс от 13.12.2010 №№ не содержит сведения о его комплектации, равно как и информацию о том, что данное транспортное средство продано в неполной комплектации (л.д.7).
Судом установлено, что при определении стоимости автомобиля таможенный орган принял за основу минимальную заявленную цену на продаваемы товар средней комплектации 86000 Дирхам или 17458,03 Евро.
Согласно пункту 12 раздела IV Приложения №5 к Соглашению, в отношении автомобилей перемещаемых через таможенную границу любым способом с момента выпуска которых прошло не более трех лет, стоимость которых составляет- более 16 700 евро в эквиваленте, но не превышает 42 300 евро в эквиваленте - 48 % таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что ставка таможенной пошлины, применяемая к автомобилю, приобретенному Надыршиной А.Н. в ОАЭ, должна быть 48 % таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя. При подсчете сумма таможенных платежей составляет 19 233,5 евро, или - 774984,75 руб. Именно эта сумма является правильно исчисленной таможенной пошлиной при декларировании автомобиля. Решение Самарского таможенного поста в части определения стоимости автомашины из расчета 5,5 евро за 1 куб. см. является законным, суд обоснованно жалобу Надыршиной Г.Н. оставил без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы Надыршиной Г.Н. о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Кировского районного суда г. Самары от 17 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Надыршиной Г.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи