Судья : Фокеева Е.В. Дело № 33-3933
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е19 апреля 2011 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Яковлевой В.В.
Судей : Акининой О.А., Сорокиной Л.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Будиловской Л.Н. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 11 марта 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления об обжаловании действий и решения Министерства имущественных отношений Самарской области Будиловской Л.Н. отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Будиловская Л.Н. обратилась в суд с заявлением об обжаловании бездействия, действий и решения Министерства имущественных отношений Самарской области.
В обоснование заявления указала, что 27.01.2009г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство) с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 895,80 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, используемого под садоводство, на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле». К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные п. 3, 6, 9 Приложения № 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённому постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74, в редакции, действовавшей на момент обращения.
В ходе рассмотрения её заявления, на протяжении 1,5 лет, Министерство неоднократно нарушало Порядок, в частности, направляло запросы в различные органы, что не предусмотрено Порядком, и - в превышающие Порядком сроки.
Вместе с тем, Министерство не направило в Департамент строительства и архитектуры обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель, обязало заявителя представить дополнительные документы, не предусмотренные законодательством, - в Отдел водных ресурсов Самарской области подробный картографический материал с нанесенной береговой линией водного объекта, схемой земельного участка и минимальным расстоянием от него до береговой линии водного объекта по земельному участку.
Письмом от 18.11.2010 №12-4/0083/09 Министерство сообщило Будиловской Л.Н. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования, а, следовательно, согласно ч.12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ не подлежит приватизации.
В ходе процедуры рассмотрения заявления Министерство не сообщало заявителю о наличии указанных препятствий для предоставления земельного участка, а возможность получения дополнительной информации по земельному участку после направления обращения об утверждении проекта границ (схемы расположения) земельного участка, Порядком не предусмотрена.
Причиной отказа в предоставлении в собственность земельного участка, как указало Министерство, является заключение Департамента строительства и архитектуры о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка (от 28.09.2010 № СП-9/3985-0-2) в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования.
В соответствии с ч 4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Однако, по мнению заявителя, ей отказано в предоставлении в собственность земельного участка на основании п.2.4 Порядка, который не является законом вообще и федеральным в частности.
Таким образом, решение Министерства от 18.11.2010г. об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, по мнению заявителя, не основано на законе.
Кроме этого, вместе с отказом в предоставлении в собственность земельного участка, Министерство возвратило Будиловской Л.Н. и все представленные ранее документы, включая заявление.
В соответствии с п.2.3 Порядка основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов является несоблюдение установленных требований по их оформлению. Возврат заявления и документов после завершения процедуры их рассмотрения вместе с направлением решения о результате рассмотрения законодательством не предусмотрен. Возврат документов спустя почти два года после их подачи: во-первых, препятствует дальнейшему рассмотрению дела; во-вторых, возвращает процедуру рассмотрения к начальному моменту, когда заявление и прилагаемые к нему документы являются не представленными.
Таким образом, приняв от заявителя 27.01.2009 заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка и все предусмотренные Порядком документы, Министерство нарушило установленную процедуру, порядок рассмотрения и принятия решения.
Указанными бездействием, действиями и решением Министерство, по мнению заявителя, нарушило установленное законодательством право на получение земельного участка в собственность бесплатно в установленные законодательством сроки.
В ходе рассмотрения дела Будиловская Л.Н. уточнила свои требования и просила:
1. Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области по рассмотрению её заявления от 27.01.2009 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, а именно:
- действия по направлению в Департамент лесного хозяйства Самарской области, Отдел водных ресурсов Самарской области, Департамент строительства писем от № 12-4/0086/09 о предоставлении информации по земельному участку;
- действия по предъявлению требований о представлении в Отдел водных ресурсов Самарской области подробного картографического материала с нанесенной береговой линией водного объекта, определенной в соответствии с Водным кодексом РФ, схемой земельного участка и минимальным расстоянием от него до береговой линии водного объекта, в том числе, и по земельному участку, заявление на предоставление которого ею не подавалось, содержащиеся в письмах от 06.08.2009 № 12-1/4481/08, от 09.10.2009 № 12-4/0083/09;
- действие по направлению обращения в Департамент строительства и архитектуры об утверждении схемы расположения земельного участка, изложенное в письме от
21.06.2010№ 12-4/0083/09;
- действия по приостановлению работы по предоставлению земельного участка в собственность, изложенные в письме от 16.11.2009 № 12-14/12772.
2.Признать незаконным и отменить решение Министерства от 18.11.2010г. об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что не была соблюдена процедура и сроки его принятия, в качестве основания для отказа не приведена ссылка на федеральный закон, которым установлен запрет на предоставление в собственность земельного участка.
3.Признать незаконным возврат Министерством заявления и других документов, приложенных к письму от 18.11.2010г., в связи с направлением отказа в предоставлении в собственность земельного участка, и обязать Министерство осуществить прием всех документов обратно как ранее поданных.
4.Обязать Министерство повторно направить обращение в уполномоченный орган местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учётом требований п. 2.2. Регламента.
Судом постановлено указанное выше решение.
Будиловская Л.Н. в кассационной жалобе просит отменить решение, считая его неправильным.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находи оснований к отмене решения суда, считая его законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно п.2.4 Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные
органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее -схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно п.2.2 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённого Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, Министерство имущественных отношений Самарской области к обращению в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка прилагает сведения, подтверждающие отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами и юридическими лицами.
В п. 2.6. Порядка указано, что в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом установлено, что 27.01.2009г. Будиловская Л.Н. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: : <адрес>, предполагаемой площадью 895,80 кв.м., используемого под садоводство, приложив необходимые документы, что подтверждается распиской Министерства (л.д.18).
В ходе проверки возможности предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность Будиловской Л.Н. Министерством были направлены запросы:
- в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о принадлежности земельного участка к территории общего пользования, которая не подлежит приватизации, а также о соответствии использования данного земельного участка видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны;
-в Отдел водных ресурсов Самарской области о нахождении земельного участка в водоохранной зоне или береговой полосе водного объекта;
-в Департамент лесного хозяйства Самарской области о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда или к лесным участкам земель населенных пунктов.
Письмом от 9.10.2009г. Министерство рекомендовало Будиловской Л.Н. представить в Отдел водных ресурсов по Самарской области подробный картографический материал с нанесенными, помимо ситуационной схемы, береговой линией водного объекта, определённой в соответствии с п.4 ст. 5 Водного кодекса РФ, схемой земельного участка и минимальным расстоянием от него до береговой линии водного объекта с целью обеспечения принятия законного и обоснованного решения о предоставлении ей в собственность земельного участка
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания действий Министерства незаконными, поскольку Министерство, в соответствии с п.2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74, и п.2.2 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённого Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, направило запросы в различные органы с целью сбора информации об отсутствии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Судебная коллегия считает правомерными выводы суда в этой части, поскольку Министерство действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и иных нормативных актом, в частности, статьи 34 ЗК РФ о порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Департамент строительства и архитектуры Самарской области в ходе проверочных мероприятий установил, что часть испрашиваемого Будиловской Л.Н. земельного участка расположена в границах красных линий и является территорией общего пользования, в связи с этим утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) в границах красных линий с учётом зонирования территории противоречит действующему законодательству и не представляется возможным.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, относящиеся к территории общего пользования, не подлежат приватизации.
В связи с этим в соответствии с п. 2.4 Порядка, со ссылкой на п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п.2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённого Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74, Министерство имущественных отношений обоснованно отказало Будиловской Л.Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Доводы Будиловская Л.Н., что она не претендует на часть земельного участка площадью 20,2 кв.м., находящегося за границей красной линии, готова уточнить площадь земельного участка, судом правильно не приняты во внимание, поскольку Порядком не предусмотрена процедура уточнения площади испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, Министерством обоснованно возвращено заявление Будиловской Л.Н. со всеми приложенными документами. При этом, суд правильно указал, что Будиловская Л.Н. не лишена права вновь обратиться в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, уточнив при этом площадь испрашиваемого земельного участка.
Нарушение Министерством имущественных отношений Самарской области сроков направления запросов, обращений в Департамент строительства и архитектуры об утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные Порядком, и затягивание процедуры по рассмотрению её заявления (около 2 лет), само о себе не является основанием для признания решения по отказу в предоставлении земельного участка незаконным. Право заявителя на предоставление испрашиваемого земельного участка, допущенной со стороны Министерства волокитой не нарушено, поскольку препятствием для предоставления земельного участка явились иные обстоятельства – наличие красных линий, имевших место и на момент подачи заявления.
Суд, в соответствии с п.4 ст. 258 ГПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права и свободы Будиловской Л.Н. этим решением при установленных обстоятельствах не нарушены, принятое решение не препятствует ей в дальнейшем обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Доводы кассационной жалобы Будиловской Л.Н. не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене по существу правильного решения, поскольку они повторяют доводы заявления Будиловской Л.Н., которые были тщательно исследованы судом первой инстанции, доказательства получили надлежащую оценку, и судом постановлено законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Будиловской Л.Н. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи