О признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья: Гиниятуллина Л.К. № 33-3969

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Лазарева Н.А.

Судей Шабаева Е.И., Елистратовой Е.В.

При секретаре Потякиной М.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Гаязова В.Р. на решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 03.03.2011 г., которым постановлено:

«Исковое заявление Гаязова В.Р. удовлетворить частично.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары засчитать в стаж работы Гаязова В.Р., предоставляющий право на получение трудовой пенсии за выслугу лет, период работы с 02.01.1991г. по 16.01.1992г. в должности диспетчера ПДП в Центре «Узаэронавигация» Ургенчского территориального отделения.

В остальной части иска - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения Гаязова В.Р. в подержание доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гаязов В.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г, Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию.

В заявлении указал, что Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 1.11.2010г. № отказало ему в зачете периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, из-за отсутствия требуемого специального стажа 10 лет для мужчин, достигших возраста 50 лет.

Истец считает данный отказ неправомерным, поскольку он работал в Ургенческом объединенном авиаотряде Узбекского Управления гражданской авиации с 1980 по 1995 год в должности диспетчера по непосредственному управлению воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения. В том числе с 21.02.1980г. по 07.01.1985г. в должности диспетчера КДП МВЛ (командно-диспетчерского пункта местных воздушных линий). В тот период в Ургенче был именно КДП МВЛ. Однако в «Перечне зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения» утвержденного Первым заместителем Министра гражданской авиации СССР от 26.09.1991г. отмечено наличие в аэропорту Ургенч лишь следующих диспетчерских пунктов: МДП (местный диспетчерский пункт), которого не было, ДПП (диспетчерский пункт подхода), ДПСП (диспетчерский пункт системы посадки), СДП (стартовый диспетчерский пункт. КДП, где он работал, в этом «Перечне» по неизвестной причине не числится.

Истец просил суд признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии, со дня первичной подачи заявления в Управление Пенсионного фонда Красноглинского района г. Самары с 29.09.2010г., и включить в специальный стаж периоды его работы с 27.10.1980г. по 07.01.1985г. в должности диспетчера КДП МВЛ, с 02.01.1991г. по 16.01.1992г. в должности диспетчера ПДП.

Впоследствии истец свои требования уточнил и просил также включить в специальный трудовой стаж период работы с 17.01.1992г. по 01.01.2002г. в должностях диспетчера ПДП, СДП, ДПК, ДПП, руководителя полетов.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Гаязов В.Р. просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста диспетчерам, не менее 10 лет осуществляющим непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

Судом установлено, что специальный стаж работы истца дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, на момент обращения за пенсией 29.09.2010 года составил 5 лет 11 месяцев 2 дня.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан, выработавших стаж на соответствующих видах работ на территории государств - участников СНГ и других государств бывшего СССР, рассматриваются в соответствии с международным соглашениями и пенсионным законодательством РФ. Пенсионное обеспечение граждан государств- участников СНГ (в том числе Республики Узбекистан) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.

В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на трудовую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно гражданам государств-участников Соглашения учитывается страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (пункт2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992г.).

Право на льготное пенсионное обеспечение по подразделу 3 раздела XXI Списка № установлено диспетчерам, диспетчерам - инструкторам, старшим диспетчерам, руководителям полетов, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

Для решения данного вопроса на территории РФ применяется Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, расположенных на территории РФ, утвержденный Департаментом воздушного транспорта РФ 16.01.1992г. и согласованный с Министерством труда и занятости населения РФ 24.01.1992г.

Законодательного акта, принятого РФ, регулирующего вопросы включения в стаж на соответствующих видах работ времени работы в качестве диспетчеров на территории государств бывшего СССР, в том числе государств-участников Соглашения от 13.03.1992г. не существует.

Вместе с тем, на территории СССР применялся Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26.09.1991г.

В связи с этим гражданам, проживающим в РФ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № (раздел XXI «Транспорт» подраздел 3) может включаться трудовой стаж, приобретенный ими на территории республик бывшего СССР, в качестве диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, предусмотренных Перечнем зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 26.09.1991г.

Установлено, что Гаязов В.Р. с 27.10.1980г. по 07.01.1985г. работал в должности диспетчера КДП МВЛ Ургенчского объединенного авиаотряда Узбекского Управления Гражданской авиации.

Однако, суд пришел к правильному выводу о том, что данный период не может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку Перечнем зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 26.09.1991г. КДП МВЛ, где работал Гаязов В.Р. в аэропорту Ургенч не предусмотрен.

Доводы Гаязова В.Р. о том, что в данном Перечне произошла опечатка (техническая ошибка), суд правильно посчитал несостоятельными, поскольку никаких доказательств в подтверждение данных доводов суду не представлено.

Ссылку истца на ответы директора международного аэропорта Ургенч ФИО8 согласно которым в период с 1980 по 1992г. в аэропорту Ургенч МДП не было, а был КДП, ДПСП, СДП, что в Перечне зон была допущена техническая ошибка, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку никаких документов в подтверждение данных ответов, суду представлено не было.

Вместе с тем, суд правильно принял во внимание, что данный Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, разработан исходя из нормативов пропускной способности зон, районов и секторов воздушного движения, утвержденных Приказом Министра гражданской авиации СССР от 09.09.1986г. №, во исполнение Постановления Кабинета Министров СССР от 17.05.1991г. №.

В перечень зон, районов и секторов с наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения включены зоны, районы и секторы управления воздушным движением аэродромно - диспетчерских, районных и вспомогательных районных центров (с правом управления воздушным движением) и местных диспетчерских пунктов, у которых степень загруженности авиадиспетчеров, определяемая по Методике нормирования загруженности диспетчеров, утвержденной приказом Министерства гражданской авиации СССР от 24.12.1985г. составляет не менее 0,45; районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов горных аэродромов; районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов совместного базирования; секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов старта, работающих в условиях одновременного использования сходящихся курсов валета-посадки; районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов по обеспечению навигации Севморпути и на дрейфующих станциях.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения в специальный стаж работы истца период его работы с 27.10.1980 по 07.01.1985г. в должности диспетчера КДП МВЛ не имеется.

Кроме того, суд также правильно отказал истцу в удовлетворении его требований о включении в специальный стаж периода работы с 17.01.1992г. по 01.01.2002г. в должностях диспетчера ПДП,СДП,ДПК,ДПП, руководителя полетов, поскольку в соответствии с ч.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Между тем, суд обоснованно удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж период работы с 02.01.1991г. по 16.01.1992г. в должности диспетчера ПДП, поскольку несмотря на то, что данный диспетчерский пункт не предусмотрен Перечнем зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, из представленной справки директора международного аэропорта Ургенч следует, что в период с 1991 по 1992г. ДПК (диспетчерский пункт круга) и ПДП (пункт диспетчера посадки) были объединены в ДПСП (диспетчерский пункт системы посадки), а ДПСП предусмотрен Перечнем зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

Вместе с тем, учитывая, что специальный трудовой стаж истца составляет менее 10 лет, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ территориальных органов Пенсионного фонда РФ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости является законным и обоснованным.

Необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отображена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с этим отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 03.03.2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гаязова В.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: