Судья Самчелеева И.А. Гр. дело №33-4040/2011 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. 26 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе : председательствующего Яковлевой В.В. судей Сорокиной Л.А., Захарова С.В. при секретаре Хоциной О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Кремневой ФИО10 – Бреденко Л.П., действующей на основании доверенности, на решение Кировского районного суда г. Самары от 24 марта 2011 года, которым постановлено : «В удовлетворении заявления Кремневой ФИО11 об отмене решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка и обязании принять заявление на новое рассмотрение –отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., объяснения представителя Кремневой Е.Ю.- Бреденко Л.П. ( по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Кремнева Е.Ю. обратилась в суд с заявлением об отмене решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка и обязании принять заявление на новое рассмотрение. В заявлении указала, что 16.09.2009г. она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается Распиской. К заявлению были приложены документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, а именно Сведения государственного кадастра недвижимости, Сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Сведения из реестров водного и лесного хозяйства, Сведения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о территориальной принадлежности земельного участка. Для определения более точного местоположения земельного участка, Заявитель обратился в геодезическую службу. Замеры и расчеты площади происходили по сложившимся границам (забору), не затрагивая территорию дороги, т.е. фактически используемую членами товарищества ПСДК «Падовка», территорию общего пользования. Был изготовлен проект границ на площадь 621,6 кв.м., а не Схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, т.е. ориентировочная испрашиваемая площадь. Именно этот проект границ был приложен к Заявлению о предоставлении в собственность земельного участка 18.11.2010г., через год и 2 месяца, МИО отказало Кремневой Е.О. в предоставлении земельного участка. Уведомление об отказе и пакет документов были направлены по почте. Основанием для отказа послужил ответ ДСА № Д05-01-01/19230-0-1 от 8.12.2009г. на запрос МИО от 9.11.2009г., в котором говорится, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий проезда и относится к территории общего пользования и не подлежит приватизации. Согласно Порядку распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74, а так же постановлению Правительства Самарской области от 17 февраля 2007 г. N 15 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74», Министерством имущественных отношений по Самарской области были нарушены все разумные сроки и процедура предоставления земельных участков. За весь период рассмотрения, министерством были направлены запросы на информацию, которую Заявитель предоставил с Заявлением. Абзац 2 п.2.4 Порядка «Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке приложены к заявлению. Площадь испрашиваемого земельного участка, изначально была ориентировочной, так как был изготовлен проект границ, а не схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, что согласно п.2.2. Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области для целей не связанных со строительством, утвержденных Постановлением правительства Самарской области от 26.12.2007 года № 280 «В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования, площадь, предполагаемые размеры, местоположение...», не является основанием для отказа. Кроме того, Министерство имущественных отношений должно было направить в орган местного самоуправление обращение, а направили запрос. Министерством имущественных отношений были нарушены все сроки рассмотрения. Также, Министерство имущественных отношений самостоятельно приняло решение о невозможности предоставления земельного участка. Департамент строительства и архитектуры указал, что только часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях, Департамент в своем ответе указывает на то, что выделение земельного участка возможно после согласования красных линий и перерасчета площади. Министерством не был предложен земельный участок, как вновь образованный, который в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, можно выделить из испрашиваемой площади. Министерством не было направлено обращение в уполномоченный орган на утверждение схемы расположения земельного участка. Со стороны органа, уполномоченного давать Заключения (ДСА) по утверждению схемы расположения земельного участка не было подготовлено ответа о невозможности утверждения. Кроме того, с момента обращения Кремневой Е.Ю. с заявлением в МИО (2009) утвержден новый генплан г.о.Самара, соответственно могло измениться местонахождение красных линий по отношению к испрашиваемому земельному участку. Поскольку предоставление земельного участка по ст.9 Закона Самарской области «О Земле» носит заявительный характер, то обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка может неограниченный круг лиц. А поскольку решение, согласно п. 3.2 порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не ограничена, в городском округе Самара утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 принимается по заявлению поданному ранее, то неправомерные действия МИО, могут привести к тому, что земельный участок будет выделен лицу, обратившемуся позднее. Ссылаясь на то, что в результате нарушения МИО Порядка предоставления земельного участка, нарушены её права на получение в собственность земельного участка б/н, расположенного по адресу: <адрес> Кремнева Е.Ю. и просила суд отменить решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.11.2010 № 12-4/1023/09, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять на новое рассмотрение её заявление от 16.09.2009 о предоставлении в собственность земельного участка б/н, расположенного по адресу: г<адрес> Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель Кремневой Е.Ю. –Бреденко Л.П., просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявления Кремневой Е.Ю. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа, государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74. Из материалов дела усматривается, что 16.09.2009 заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, Министерством был направлен запрос в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара с просьбой сообщить относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования. На основании обращения Министерства, Департаментом было дано заключение, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-0, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 статьи 85). Согласно п. 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям общего пользования, ограниченным красными линиями, в связи с чем передача его в собственность заявителя (приватизация) исключена нормами пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в пункте 2 вышеуказанного определения Конституционного Суда Российской Федерации также указано, что рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей. Согласно ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения о красных линиях, обозначающих в силу пункта 11 статьи 1 указанного Кодекса границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Судом также установлено, что соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, статьи 56, 57 Градостроительного кодекса, подпункта «б» и «з» пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара от 10.07.2006 № 294 достоверными сведениями о принадлежности земельных участков к территориям общего пользования в городском округе Самара обладает Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара. Вывод Министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования был основан именно на информации, предоставленной департаментом. Министерство направило в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении спорного земельного участка от 18.11.2010 № 12-4/1023/09, в котором также сообщено, что после исключения площади, находящейся в красных линиях, из площади испрашиваемого земельного участка, вопрос о предоставлении Кремневой Е.Ю. в собственность, данного участка министерством может быть рассмотрен повторно на основании соответствующего заявления и пакета документов, отвечающего требованиям пункта 2.2. Порядка (л.д.5) При таких обстоятельствах, когда установлено, что заявителем не представлено доказательств того, что действие или бездействие Министерства имущественных отношений по Самарской области не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы заявителя, создает какие-либо препятствия к их осуществлению, суд обоснованно отказал Кремневой Е.Ю. в удовлетворении заявления. Доводы кассационной жалобы представителя Кремневой Е.С. – Бреденко Л.П., действующей на основании доверенности, неубедительны, опровергаются материалами дела. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Кировского районного суда г. Самары от 24 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кремневой Е.Ю. – Бреденко Л.П., действующей на основании доверенности,- без удовлетворения. Председательствующий Судьи