Судья Попова Е.В. гр. касс. дело № 33-3865 /2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Николаевой Н.М., судей: Акининой О.А., Ефремовой Л.Н., при секретаре Самодуровой А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 15 марта 2011 года, которым постановлено: « Иск удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Салихову Ж.З. жилое помещение в г.Тольятти вне очереди на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющейся жилой площади». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., возражения Евдокимова А.В.(представителя Салихова Ж.З.) на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец - Салихов Ж.З. обратился в суд к мэрии г.о.Тольятти Самарской области с иском об обязании предоставить его семье жилое помещение на состав семьи из четырёх человек по установленным нормам. При этом, истец утверждал, что его семья в составе четырёх человек (истец, его жена ФИО8, несовершеннолетний сын жены - ФИО9, несовершеннолетняя дочь ФИО10) включена в очередь на внеочередное получение жилья, поскольку сын ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Однако семье истца мэрией городского округа Тольятти во внеочередном порядке жилье не предоставляется. Истец просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ему вне очереди жилое помещение на состав семьи четыре человека по установленным нормам. Ответчик иск не признал. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представителем Мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу требований ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Частью 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Из материалов дела следует, что семья истца Салихова Ж.З. в составе четырёх человек (истец, его жена ФИО8, несовершеннолетний сын жены ФИО9 ФИО11,ДД.ММ.ГГГГ.р., совместная несовершеннолетняя дочь ФИО1 ФИО12,ДД.ММ.ГГГГ.р.) проживает и зарегистрирована в комнате, жилой площадью 12,3 кв.м в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> ФИО8 и несовершеннолетний ФИО2. зарегистрированы в вышеуказанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ., а Салихов Ж.З. и несовершеннолетняя ФИО10 - с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. Несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства, страдает тяжелым хроническим заболеванием. Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 (п.3 перечня). Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов», Салихов Ж.З. с составом семьи 4 человека (жена ФИО8, несовершеннолетний сын жены ФИО2., ДД.ММ.ГГГГг.р., совместная несовершеннолетняя дочь ФИО1 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГг.р.) принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ семья истца включена в очередь на внеочередное улучшение жилья в связи с имеющимся ребенком-инвалидом ФИО2 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма на территории г.о.Тольятти состоит 173 семьи. По утверждениям истца, его очередь на получение жилья - под № 131. Истцу Салихову Ж.З. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью- 49,6 кв.м., жилой-29 кв.м. Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Данный довод судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание по следующим основаниям. Так, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище», при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Постановлением Мэра г.о. Тольятти № 141-1/п от 05.10.2005г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семьи из трех человек и более человек - по 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что на мэрию г.о.Тольятти следует возложить обязанность обеспечить истца жилой площадью в г.Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющейся жилой площади. Доводы кассационной жалобы представителя Мэрии г.о.Тольятти о том, что истец в списке внеочередников значится под № 146, что выделенный в 2010 году из бюджета Самарской области размер субвенции недостаточен для обеспечения жильём всех внеочередников, не могут быть основанием для отмены решения суда по изложенным выше мотивам. На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 15 марта 2011 года оставить без изменений, а кассационную жалобу представителя Мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: