О признании бездействия незаконным и обязании проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий



Судья Бачерова Т.В. гр. дело № 33 - 4000ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Филатовой Г.В.

Судей: Подольской А.А., Пинчук С.В.

При секретаре: Потякиной М.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Пестравский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 16 марта 2011 г., которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Пестравского района удовлетворить:

Обязать МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 01.09.2011г. Обязать администрацию муниципального района Пестравский Самарской области обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка, в части осуществления финансирования указанных мероприятий в срок до 01.09.2011г.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А.,

Доводы в поддержание кассационной жалобы представителя Главы администрации МР Пестравский Яковец Е.В., возражения представителя Министерства образования и науки С/о Назмеевой Г.Х., мнение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пестравского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального района Пестравский, Юго-западному управлению Министерства образования и науки Самарской области, МОУ ДО для детей дом детского творчества о признании бездействия ответчиков незаконным и обязании проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка.

В обоснование заявления истец указал, что МОУ ДОД ДДТ осуществляет дополнительное образование детей, в котором работает 106 человек. Однако, в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, в МОУ ДОД ДДТ аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Вместе с тем, аттеста­ции по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п. б. 3 Устава МОУ ДОД ДДТ деятельность учреждения финансируется его учредителями в соответствии с договором между ними.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор Пестравского района Самарской области с учетом уточнения иска просил:

обязать МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка провести аттестацию рабочих мест, обязать администрацию МР Пестравский обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка, в том числе по осуществлению финансирования указанных мероприятий в срок до 01.09.2011 г.;

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального района Пестравский Самарской области просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу МОУ ДОД ДДТ - дом детского творчества является юридическим лицом, наделенным закрепленным имуществом, на правах оперативного управления, находящимся в муниципальной собственности Пестравского района.

Учредителями МОУ являются министерство образования и науки Самарской области в лице Юго-Западного управления Министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Пестравский Самарской области.

Учредитель - администрация Пестравского района Самарской области осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых МОУ, осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление учреждению муниципального имущества, осуществляет финансирование ДДТ на ремонт зданий и сооружений учреждения, осуществляет финансирование расходов на оплату коммунальных услуг, приобретение оборудования длительного пользования, на материально-техническое обеспечение и др.,

Учредитель - министерство образования и науки Самарской области осуществляет финансирование учреждения по нормативам, обеспечивающим образовательный процесс и материальное содержание воспитанников, за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

Директор МОУ ДОД ДДТ заключает договоры, в том числе трудовые, пользуется правом распоряжения финансовыми средствами и обеспечивает рациональное их использование, утверждает штатное расписание, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса, культурно- досуговых мероприятий, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

Установлено, что в МОУ ДОД ДДТ, согласно штатному расписания предусмотрены должности директора и заместителя директора, методиста, сторожа, завхоза и иные. Аттестация рабочих мест по условиям труда в образовательном учреждении не проводилась.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно ст.ст. 22, 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст.209 ТК РФ).

В соответствии с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Из материалов дела следует, что аттестация рабочих мест в МОУ ДОД ДДТ ни разу не производилась. Собственником имущества МОУ ДОД ДДТ является муниципалитет.

В силу ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В п.1 1 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131 -ФЗ содержатся аналогичные положения.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, как предусмотрено ст. 18 вышеуказанного закона, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 17 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-Ф3 предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов правомочны создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Как следует из Устава МОУ ДОД ДДТ, предпринимательской деятельностью ДДТ не занимается, самостоятельно не может устранить указанные нарушения требований трудового законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, в связи с отсутствием в необходимом количестве собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование администрацией муниципального района Пестравский на устранение указанных нарушений трудового законодательства в нарушение ст.86 Бюджетного Кодекса РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ не осуществляется.

При таких обстоятельствах, суд правомерно обязал МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, а администрацию муниципального района Пестравский Самарской области обязал обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка, в части осуществления финансирования указанных мероприятий, исключив при этом из числа ответчиков Министерство образования и науки Самарской области и юго-западное управление Министерства образования и науки и освободив их от гражданской ответственности.

При определении срока для обеспечения проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в МОУ ДОД ДДТ с. Пестравка, в том числе по осуществлению финансирования указанных мероприятий, суд принял во внимание финансовое положение ответчика, необходимость проведения аттестации 1 раз в пять лет и установил его для обоих ответчиков до 01.09.2011 г.

Поскольку из анализа норм законодательства о местном самоуправлении в РФ, об образовании следует, что Министерство образования и науки Самарской области обязано финансировать муниципальные образовательные учреждения лишь в рамках реализации основных общеобразовательных программ, то есть финансировать расходы на воспитание и обучение детей, и только в тех объемах, которые предписаны федеральными стандартами и федеральными требованиями, суд правомерно счел несостоятельными доводы ответчика администрации МР Пестравский о том, что аттестацию необходимо проводить за счет второго учредителя, так как к ним данные обязанности не относятся и они не являются работодателем по отношению к рабочим ДДТ.

Согласно ст. 209 ТК РФ, условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Целью проведения аттестации рабочих мест является подтверждение наличия или отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Принимая во внимание вышеуказанную норму права, затраты на проведение аттестации рабочих мест не входят в расходы, направленные на воспитание и обучение детей, выделяемых из областного бюджета и должны финансироваться за счет средств местного бюджета.

Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. Организация предоставления дополнительного образования детям, а также вопрос содействия учреждению в решении вопросов материально-технического обеспечения, в том числе в организации мероприятий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, входит в компетенцию администрации муниципального района.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 16 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: