об обязании Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области заменить автомобиль инвалиду



Судья: Косенко Ю.В. № 33-4127 / 2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Моргачевой Н.Н.

Судей - Тарасовой С.М. и Захарова С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Чурсина И.И. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 16 февраля 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Чурсину И.И. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чурсин И.И. обратился в суд к Министерству здравоохранения и соци­ального развития Самарской области с иском о замене автомобиля. В обоснование требований указал, что он является инва­лидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, отнесен к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, в соответствии с дей­ствующим законодательством имеет право на меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. В связи с этим 18.12.2003 года ему был предоставлен бесплатно ав­томобиль «ОКА». 19.12.2010 года срок эксплуатации данного транспортного средства истек. В замене данного автомобиля на новый ему было отказано.

Ссылаясь на незаконность данного отказа, Чурсин И.И. просил суд обязать Министерство здраво­охранения и социального развития Самарской области в разумные сроки заменить ему автомобиль, как средство реабилитации, по истечении семилетнего срока эксплуатации за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохране­ния и социального развития РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Чурсин И.И. просит отменить решение суда как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

На основании пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. действовавшей до 01.01.2005 года) инвалиды войны, при наличии медицинских показаний, имеют право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, при этом тип транспортного средства и срок пользования им устанавливаются Правительством РФ.

В силу ст. 10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14–19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имеющих право на бесплатное получение автомобиля, использовались марки автомобиля «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на 7 лет.

С 01.01.2005 года пп. 19 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» утратил силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 153 названного ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01.01.2005 года органами социальной защиты населения субъектов РФ на учет по обеспечению транспортными средствами» инвалиды войны, состоящие на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами на 01.01.2005 года, должны быть обеспечены в 2008 году бесплатно легковыми автомобилями или получить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чурсин И.И., являясь инвалидом по общему заболеванию и несовершеннолетним узником фашистках концлагерей, по статусу приравнен к инвалидам войны. В де­кабре 2003 года ему в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями о нуждаемости в обеспечении транспортным средством был выдан бесплатно в без­возмездное пользование автомобиль «Ока», сроком эксплуатации, в силу Постановления Правительства РФ от 14.03.1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» 7 лет.

01.07.2010 года Министерство здравоохранения и социального развития Самар­ской области отказало Чурсину И.И. в замене автомобиля «Ока» в связи с истечением срока его эксплуатации. При этом ему было разъяснено право на приобретение данного автомобиля в собственность бесплатно в соответствии с Законом Самарской области от 06.05.2009 года № 65-ГД «О предоставлении инвалидам транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области».

Установив, что Чурсин И.И. на 01.01.2005 года на учете в органах социальной защиты населения Самарской области для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями не состоял, суд, применив приведенные выше нормы права, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности в разумные сроки заменить ему автомобиль.

Не могут быть приняты во внимание как основанные на субъективном толковании права доводы кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не освобождает ответчика от бесплатной замены инвалиду войны транспортного средства в связи с признанием утратившим силу пп. 19 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Неосновательным является довод о том, что суд не освободил Чурсина И.И. от уплаты госпошлины, чем нарушил его права, поскольку это обстоятельство, по мнению кассатора, позволит вышестоящим инстанциям возвращать его жалобы в связи с неуплатой госпошлины.

Порядок уплаты госпошлины, ее размеры, а также льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Чурсин И.И., как инвалид второй группы, освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям в силу п.2 ч. 2 ст. 33.36 НК РФ.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ и влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самара от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чурсина И.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: