О возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.



Судья Колесников А.Н. гр. дело № 33-4174/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шуликиной С.М.

судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.

с участием прокурора Сирик Ю.В.

при секретаре Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам представителя администрации г.о. Самара Горожаниной Л.Н. и представителя Департамента образования администрации г.о. Самара Колесниковой Н.Б. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Уточненные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Самара удовлетворить частично.

Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств с целью приведения материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в соответствии с действующим законодательством, а именно, оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, место для стрельбы электронный стрелковый тренажер.

Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №174 имени И.П. Зорина г.о. Самара при выделении денежных средств заключить договора на выполнение работ с организациями, имеющими лицензии, с целью приведения материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в соответствии с действующим законодательством, а именно, оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер)».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителей администрации г.о. Самара Раджабовой М.Ш. (по доверенности) и Департамента образования администрации г.о. Самара Поставной Л.В. (по доверенности), поддержавших доводы своих кассационных жалобы, объяснения представителя МОУ СОШ № 174 Полькина В.П. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Железнодорожного района г. Самары обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 174 им. И.П. Зорина, администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения МОУ СОШ № 174 законодательства об образовании было выявлено, что в учреждении отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Закона РФ «Об образовании».

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд (с учетом уточнения исковых требований) обязать МОУ СОШ № 174 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния школы в соответствии с действующим законодательством, а именно, оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Департаменту образования администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально-технического состояния здания МОУ СОШ № 174 по адресу: <адрес> в соответствии с действующем законодательством, а именно, оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Судом было постановлено указанное выше решение.

В кассационных жалобах представители администрации г.о. Самара Горожанина Л.Н. и Департамента образования администрации г.о. Самара Колесникова Н.Б. просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании ст.11 Федерального закона РФ № 53-ФЗ от 28.03.98 «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, в образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

В соответствии со ст.12 указанного выше закона, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а так же приобретение гражданами навыков в области в области гражданской обороны.

Статьей 13 вышеназванного закона предусмотрено, что до призыва на службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы ведется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №34 от 24.02.10 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» предусмотрено, что органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.

В соответствии с п. 13 Приказа Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки № 134 от 24.02.10 обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Пунктом 14 вышеуказанного Приказа установлено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

На основании ст.51 Федерального закона РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Статьей 31 вышеуказанного закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Уставу г.о. Самара, принятому решением Думы г.о. Самара от 10.07.06 №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.

Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Самара.

Департамент образования администрации г.о. Самара в силу Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного Постановлением главы г.о. Самара от 15.09.06 № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, одним из основных задач которого является обеспечении развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара.

В соответствии с п. 1.5 Устава МОУ СОШ № 174 г.о. Самара, учредителем школы является Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Как следует из материалов дела, в результате прокурорской проверки в МОУ СОШ №174 г.о. Самара были выявлены нарушения требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, а именно, в школе отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № 174 г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения из-за отсутствия денежных средств.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о неисполнении администрацией г.о. Самара и Департаментом образования администрации г.о. Самара возложенных на них, как на органы местного самоуправления, обязанностей и о необходимости устранить нарушения требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе в здании школы, обоснованно частично удовлетворив заявленные прокурором уточненные исковые требования.

Доводы кассационной жалобы представителя администрации г.о. Самара об исполнении расходных обязательств в отношении МОУ СОШ № 174 в полном объеме, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене решения суда.

Администрация г.о. Самара является собственником имущества муниципального образовательного учреждения, в связи с чем суд обоснованно возложил на нее обязанность по устранению нарушений требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе.

Доводы кассационной жалобы представителя администрации г.о. Самара о том, что прокурор преждевременно обратился в суд с исковыми требованиями, поскольку на момент составления прокурором искового заявления (16.12.10) бюджет на 2011 год уже был сформирован, в связи с чем только при формировании бюджета на 2012 год могут быть учтены денежные средства на устранение нарушений, также не могут быть приняты во внимание.

Выявленные нарушения имеют длящийся характер, и их не устранение не позволяет гарантировать необходимый уровень подготовки учащихся по основам военной службы.

Доводы о том, что в школе имеются списки и алфавитный указатель учеников, в связи с чем их нельзя отнести к неопределенному кругу лиц, в защиту которого прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ, несостоятельны, поскольку под понятием «защита неопределенного круга лиц» понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется.

Следовательно, направляя в суд заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в том числе учащихся школы, списочный состав которых может изменяться), прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

Иные доводы жалобы представителя Департамента образования администрации г.о. Самара не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда, поскольку стороной истца были представлены доказательства неисполнения ответчиками требований действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан. Доказательств обратного суду представлено не было.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела были исследованы полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителей администрации г.о. Самара Горожаниной Л.Н. и Департамента образования администрации г.о. Самара Колесниковой Н.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: