Судья: Гороховик О.В. гр.дело № 33-4156/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Моргачёвой Н.Н.
судей: Тарасовой С.М., Калинниковой О.А.
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 марта 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Советского района г. Самары удовлетворить частично.
Обязать в срок до 30.09.11 г. администрацию г. о. Самары, ММУ Городскую больницу № 6 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния детских поликлиник ММУ ГБ № 6 в соответствие с действующим законодательством: на <адрес>: обеспечить на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, составить акты на скрытые работы по монтажу электропроводки, установить приемно- контрольные приборы на конструкции из не горючего материала, замерить сопротивление изоляции электропроводов и кабелей, заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; по <адрес>: разработать план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, обеспечить на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, составить акты на скрытые работы по монтажу электропроводки, замерить сопротивление изоляции электроприборов и кабелей, заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, оборудовать двери лестничных клеток доводчиками, уплотнителями в приторах, довести до требуемого предела огнестойкости металлические короба системы вентиляции.
В остальной части исковых требований прокурору Советского района г. о. Самары отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., заключение прокурора прокуратуры Самарской области Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Самары в защиту интересов государства и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара и обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в муниципальном медицинском учреждении.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Советского района г. Самары проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в муниципальном медицинском учреждении «Городская больница № 6» (далее ММУ ГБ № 6). Самостоятельно учреждение не может устранить нарушения ввиду значительных финансовых затрат. Сложившееся положение создает опасные условия нахождения несовершеннолетних, пребывающих в отделениях медицинского учреждения, работников учреждения, а также иных лиц, посещающих указанное учреждение.
С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации г. о. Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в ММУ Городская больница № 6, обязать ответчиков - администрацию г.о. Самара, ММУ Городская больница № 6 устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности. В связи с этим провести в ММУ Городская больница № 6 необходимые организационно-хозяйственные мероприятия:
в поликлиническом отделении ММУ ГБ № 6 по адресу: <адрес>: обеспечить на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; составить акты на скрытые на работы по монтажу электропроводки; смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии с действующими нормативными документами; установить приемно-контрольные приборы на конструкции из не горючего материала; замерить сопротивление электропроводки и кабелей; заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; изучить минимум пожарно-технических знаний непосредственно в организации; разработать и утвердить в установленном порядке специальные программы пожарно-технического минимума для обучения непосредственно в организации; установить сигнал о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиосигналу или другим способом на ЦУС (01) Государственной противопожарной службы;
в помещении детской поликлиники при ММУ ГБ № 6, расположенной по адресу: <адрес>: разработать план (схему) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.143-2009; обеспечить на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; составить акты на скрытые работы по монтажу электропроводки; замерить сопротивление изоляции электропроводов и кабелей; заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; проверить работоспособность сетей внутреннего противопожарного водопровода, с составлением акта проверки; оборудовать двери лестничных клеток доводчиками, уплотнителями в притворах; довести до требуемого предела огнестойкости металлические короба системы вентиляции; выполнить электрическую проводку в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике; установить защитные колпаки (рассеиватели) на лампы освещения, предусмотренные конструкцией светильника; установить защитные крышки на корпуса электрораспределительных коробок; изучить минимум пожарно-технических знаний непосредственно в организации; разработать и утвердить в установленном порядке специальные программы пожарно-технического минимума для обучения непосредственно в организации.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным, в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст.ст. 37, 38 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности», организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ст. 19 Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со ст. 7 Устава г.о. Самара к вопросам местного значения относится формирование, утверждение, исполнение городского бюджета и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах г.о. Самара. Ст. 25 Устава относит решение вопросов местного значения к компетенции администрации г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что прокурорской проверкой в детских поликлиниках ММУ ГБ № 6 по адресу: <адрес>, по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Судом установлено, что ММУ ГБ № 6 частично выполнены работы по обеспечению пожарной безопасности в указанных детских поликлиниках, что подтверждается договором на оказание абонентских услуг от 16.11.2010, локальным ресурсным сметным расчетом на устройство и подключение устройств пожарной сигнализации, актом о приемке выполненных работ от 16.11.2010 года.
Также из материалов дела усматривается, что ММУ ГБ №6 включено в систему мероприятий по реализации программы модернизации здравоохранения в Самарской области на 2011-2015 годы.
Вместе с тем, факт неполного выполнения организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности зафиксирован письмом начальника ОНД Советского района г. Самары УНД ГУ МЧС России по Самарской области от 14.03.11 г. №, в том числе на момент рассмотрения спора не выполнены следующие пункты: по адресу: <адрес>: не обеспечено на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, не составлены акты на скрытые работы по монтажу электропроводки, не установлены приемно-контрольные приборы на конструкции из не горючего материала, не замерено сопротивление изоляции электропроводов и кабелей, не заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
по адресу: <адрес>: не разработан план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, не обеспечено на путях эвакуации наличие знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, не составлены акты на скрытые работы по монтажу электропроводки, не замерено сопротивление изоляции электроприборов и кабелей, не заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, не оборудованы двери лестничных клеток доводчиками, уплотнителями в притворах, не доведены до требуемого предела огнестойкости металлические короба системы вентиляции.
Функции собственника переданного в оперативное управление медицинскому учреждению муниципального имущества, контроль за его использованием возложены на Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Перечисленные обстоятельства подтверждены Уставом ММУ ГБ № 6, договором о порядке использования муниципального имущества от 11.02.2005 года.
Согласно п. 4.1. Постановления Главы г.о. Самара от 30.11.2007 №1017 «Об утверждении положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара» финансирование первичных мер пожарной безопасности осуществляется за счет средств бюджета г.о. Самара.
С учетом изложенного суд пришел к правильным выводам о наличии правовых и фактических оснований для понуждения ответчиков к выполнению в полном объеме мероприятий, необходимых для соблюдения требований пожарной безопасности, и обоснованно частично удовлетворил исковые требования прокурора, ввиду частичного выполнения мер по обеспечению пожарной безопасности, отказав в остальной части исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасностив ММУ ГБ №6,
Доводы кассационной жалобы Администрации городского округа Самара о несогласии с решением суда ввиду того, что Администрация г.о. Самара исполняет свои обязательства по финансированию, в том числе требований пожарной безопасности, в пределах установленных решением Думы г.о. Самара о бюджете лимитов бюджетных ассигнований, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные и не относящиеся к основаниям для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
К тому же, судом не определены в решении конкретные объемы и статьи расходной части местного бюджета, и, кроме того, администрация г.о. Самара обязана содержать медицинское учреждение в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
Учитывая, что выводы суда по данному делу соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм действующего законодательства, судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: