Судья Иванов А.Ю. гр. дело №33-7733
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Шуликиной С.М.,
судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.,
при секретаре Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам ЖСК «Усадьба» и Ямашева Р.И. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 16 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Взыскать с ЖСК «Усадьба» в пользу Макаровой Т.Ю. сумму 300000 руб. в счет неосновательного обогащения, сумму 9000 руб. в счет процентов за пользование чужими денежными средствами».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя ЖСК «Усадьба» - Хугаевой И.Э. (по доверенности), в поддержание кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя истца Макаровой Т.Ю. – Граната М.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарова Т.Ю. обратилась в суд с иском к ЖСК «Усадьба» о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование исковых требований Макарова Т.Ю. указала, что между ней и ответчиком 17.11.07 был заключен предварительный договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, поле №№ земельный участок №№, площадью 1 000 кв.м.
Цена участка была согласована сторонами в размере 300000 рублей. Оплата была принята кооперативом в полном объеме при заключении договора.
Поскольку срок действия предварительного договора сторонами согласован не был, то основной договор купли-продажи в соответствии с п.4 ст.429 ГК РФ должен был быть заключен в течение года с момента заключения предварительного договора.
Однако ни в годичный срок, ни после его окончания ответчик не предпринял действий по заключению основного договора.
В дальнейшем истцу стало известно о том, что вышеуказанный земельный участок принадлежал физическому лицу – Ямашеву Р.И.
24.02.09 между Макаровой Т.Ю. и Ямашевым Р.И. был заключен договор купли-продажи земельного участка.
ЖСК «Усадьба» полученные от истца за землю денежные средства не возвратил до настоящего времени.
Ссылаясь на то, что у кооператива отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств, Макарова Т.Ю. просила суд взыскать с ответчика в её пользу сумму неосновательного обогащения – 300000 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 18319 рублей.
Определением суда от 10.02.11 к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Ямашев Р.И.
Судом было постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах представитель ЖСК «Усадьба» и Ямашев Р.И. просят решение суда отменить, считают его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Из материалов дела следует, что ЖСК «Усадьба» осуществлял строительство малоэтажного жилья в <адрес>.
Как видно из материалов дела и было установлено судом, в целях строительства между ЖСК «Усадьба» и Ямашевым Р.И. был заключен договор купли-продажи №№ от 04.11.06, в соответствии с которым Ямашев Р.И. (продавец) обязуется передать в собственность ЖСК «Усадьба» (покупатель), а ЖСК «Усадьба» обязуется принять и оплатить выделенный земельный участок, площадью 11,2 га, находящийся по адресу: <адрес>, поле №№, принадлежащий продавцу на основании свидетельств о государственной регистрации права от 28.09.06 (л.д.25).
Данный договор и право собственности ЖСК «Усадьба» на вышеуказанный земельный участок государственную регистрацию в установленном порядке не проходили.
22.04.08 между Ямашевым Р.И. и ЖСК «Усадьба» был заключен договор аренды земельного участка под малоэтажную застройку (л.д.26-28).
Макарова Т.Ю. была принята в члены ЖСК «Усадьба» на основании её личного заявления от 17.09.07 в целях приобретения недвижимости – жилого дома и земельного участка по указанному выше адресу (л.д.19).
17.09.07 между ЖСК «Усадьба» и Макаровой Т.Ю. был заключен предварительный договор №№ купли-продажи земельного участка №№, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, поле №№ в соответствии с условиями которого стороны обязуются заключить основной договор в момент сдачи в эксплуатацию дома.
Судом было установлено, что цена участка была согласована сторонами в сумме 300000 рублей, оплата принята кооперативом в указанной сумме при заключении договора, что подтверждается копией членской книжки на имя Макаровой Т.Ю. и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Из материалов дела также видно, что 20.02.09 ЖСК «Усадьба» в соответствии с договором о строительстве №№ от 27.09.07 передал Макаровой Т.Ю. по акту приема-передачи жилой дом, общей площадью 113 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.36).
24.02.09 между Ямашевым Р.И. и Макаровой Т.Ю. был заключен договор купли-продажи земельного участка №№, подписан акт приема-передачи. На основании данного договора 10.03.09 Макаровой Т.Ю. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок №№, площадью 1000 кв.м (л.д.9-11).
Согласно п.3 данного договора продавец продал, а покупатель купли в собственность указанный земельный участок за 42000 рублей.
Учитывая, что условия предварительного договора не предусматривают передачу денежных средств от покупателя к продавцу в оплату земельного участка при подписании предварительного договора; основной договор купли-продажи земельного участка в предусмотренный в предварительном договоре срок между ЖСК «Усадьба» и Макаровой Т.Ю. не был заключен, а кроме того, ответчик, не являясь собственником данного земельного участка, не был вправе распоряжаться им, в том числе принимать на себя обязательства по заключению в будущем договора купли-продажи, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком необоснованно получены и удержаны денежные средства истца в размере 300 000 рублей, в связи с чем с ЖСК «Усадьба» подлежат взысканию указанные денежные средства в пользу Макаровой Т.Ю.
Также обоснованно суд взыскал с ответчика в пользу истца предусмотренные ст.333 ГК РФ до 9000 рублей.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно оставил без внимания их заявление о пропуске истцом срока исковой давности, несостоятельны.
В соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Заявления ответчика в применении срока исковой давности в деле не имеется, из текста протоколов судебного заседания также не усматривается, что стороной ответчика было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Кроме того, согласно ст.196 ГК РФ срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Судом было установлено, что Макаровой Т.Ю. стало известно о неосновательном обогащении ответчика 24.04.09, в день заключения договора купли-продажи земельного участка с Ямашевым Р.И.
Данные доводы истца не были опровергнуты представителем ответчика.
Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что в день подписания предварительного договора купли-продажи земельного участка Макарова Т.Ю. была ознакомлена со свидетельством о праве собственности на землю и знала, кому принадлежит данный земельный участок, голословны и ничем не подтверждаются.
Напротив, в пункте 2.2 предварительного договора купли-продажи земельного участка №№ от 17.09.07, подписанного Макаровой Т.Ю., указано, что собственником земельного участка на основании свидетельства о государственной регистрации права является продавец ЖСК «Усадьба».
Остальные доводы кассационных жалоб представителя ответчика и Ямашева Р.И. были предметом проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом были установлены правильно, всем доводам ответчиков дана надлежащая правовая оценка в соответствии с представленными доказательствами. Нарушений норм материального и процессуально права по делу не установлено.
Пояснения представителя ответчика, данные в суде кассационной инстанции, о том, что деньги в сумме 300000 рублей за участок №№ Макарова Т.Ю. кооперативу не передавала, опровергаются материалами дела, пояснениями сторон, данными в судебном заседании районного суда, и доводами кассационной жалобы самого ответчика.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 16.02.10 оставить без изменения, кассационные жалобы ЖСК «Усадьба» и Ямашева Р.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: