Судья Вельмина И.Н. гр. дело №33-4173
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазарева Н.А.,
судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.
при секретаре Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя министерства здравоохранения и социального развития Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Заявление Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области об обязании руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены приказа от 06.10.2010г. № № «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя Минздравсоцразвития Самарской области – Серегиной О.В. (по доверенности), в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Управления Росздравнадзора по Самарской области – Черных А.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица, связанного с проведением внеплановой документарной проверки.
В заявлении указано, что 08.10.10 в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области от руководителя федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области ФИО2 поступило письмо (запрос) от 07.10.10 №№ в связи с изданием приказа от 06.10.10 №№ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении министерства по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, назначенной в связи с обращением ФИО1 о возмещении денежных средств, затраченных ею для приобретения технических средств реабилитации инвалида (слухового аппарата).
Ссылаясь на неправомерность вышеуказанного приказа и отсутствие у Управления Росздравнадзорза по Самарской области полномочий на проведение документарной проверки в отношении министерства, заявитель просил суд обязать руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов министерства здравоохранения и социального развития Самарской области путем отмены приказа от 06.10.10 №№ «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области».
Судом было постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует, что 06.10.10 руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Самарской области (Управления Росздравнадзора по Самарской области) ФИО2 был издан приказ №№ о проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области (л.д.15).
Судом было установлено, что проверка была назначена и проводилась в связи с обращением в Управление Росздравнадзора ФИО1 по вопросу возмещения денежных средств, затраченных ей на приобретение технических средств реабилитации инвалидов (слухового аппарата).
Как видно из копии приказа, проверка была назначена на основании пункта 5.1.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №323, и пункта 6.3.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.04 №205.
Согласно п.5.1.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет контроль за порядком производства медицинской экспертизы.
В силу п.6.3.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.04 №205, Управление Росздравнадзора осуществляет контроль за порядком производства медицинской экспертизы.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований о возложении на руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов министерства путем отмены вышеуказанного приказа, суд в решении указал на то, что в соответствии с нормами Федерального закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы Управление Росздравнадзора по Самарской области уполномочено осуществлять контроль за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов.
При этом суд не учел в соответствии с пунктом 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в целях реализации своих полномочий по надзору и контролю в указанной сфере Росздравнадзор вправе в установленном порядке осуществлять проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.
Согласно пункту 7 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации) Управление в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; привлекать для осуществления своих полномочий научные, общественные и иные организации, ученых и специалистов; беспрепятственно получать доступ на любое предприятие - производитель лекарственных средств в рамках своей территории, изымать образцы производимых лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке; запрещать рекламу лекарственных средств, предупреждать рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера (в том числе запрещать производство лекарственных средств и продажу уже произведенных лекарственных средств в случаях нарушения лицензионных условий и требований), направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 8 названного Положения Управление не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание платных услуг, а также осуществлять иные полномочия по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Таким образом, вышеприведенные правовые нормы не наделяют Управление Росздравнадзора по Самарской области полномочиями по проведению проверок в отношении министерства здравоохранения и социального развития Самарской области как органа исполнительной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.09 №1119 «О порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов», утверждены Правила предоставления субвенций, согласно пункту 6 которого контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Однако, как следует из материалов дела, вопрос расходования субвенций министерством не являлся предметом проверки, назначенной приказом руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области от 06.10.10 №№.
Неправомерна также ссылка суда на Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.06 №900, поскольку в соответствии с данным регламентом Росздравнадзор наделен полномочиями по осуществлению проверок деятельности субъектов производства медицинской экспертизы, к которым министерство здравоохранения и социального развития Самарской области не относится.
Ссылка суда на то, что в соответствии со ст.10 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Управление Росздравнадзора вправе запрашивать необходимые для рассмотрения обращений документы и материалы в других государственных органах, также является неосновательной, поскольку в данном случае имело место издание руководителем Управления приказа о проведении внеплановой документарной проверки в отношении министерства, а не запрос соответствующих документов в порядке, предусмотренном названным Законом.
При наличии вышеуказанных обстоятельств решение суда нельзя признать правильным.
Поэтому судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и постановить по делу новое решение, которым заявление Министерства удовлетворить, поскольку допущенные судом недостатки возможно устранить, не передавая дело на новое рассмотрение в районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 февраля 2011 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым заявление Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области об оспаривании решения должностного лица, связанного с проведением внеплановой документарной проверки удовлетворить.
Обязать руководителя Управления Росздравнадзора по Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов министерства здравоохранения и социального развития Самарской области путем отмены приказа от 06.10.10 №№ «О проведении внеплановой документарной проверки по вопросу реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан в Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области».
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья -