О признании решения пенсионного фонда незаконным



Судья: Сапего О.В. гр.д. № 33-4322

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 мая 2011года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шуковой Н.М.

судей: Салдушкиной С.А., Пинчук С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе УПФ РФ в г.г. Сызрани, Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 марта 2011 года, которым постановлено:

«Иск Потоня О.В. к УПФ РФ в г. Сызрани и г. Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах об оспаривании решения удовлетворить.

Решение УПФ РФ в г. Сызрани и г. Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах о привлечении Потоня Оксаны Викторовны к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионным страховании от 17 января 2011 года №18 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16 февраля 2011 года №18 признать незаконными и отменить».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуковой Н.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Потоня О.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г.г. Сызрани Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о признании незаконным решения о привлечении ее к ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании и требования об уплате данного штрафа.

Указала, что 17.01.2011 года ответчик принял решение о привлечении ее к ответственности за нарушение срока регистрации в соответствии с п.1 ст.11 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а 16.02.2011 года составил в отношении нее требование об уплате штрафа в размере 10 000 рублей.

Указала также, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение пенсионного законодательства послужило то, что она (истица) зарегистрировалась у ответчика лишь 17.12.2010 года, хотя удостоверение адвоката ей было выдано 28.07.2003 года и зарегистрироваться у ответчика она должна была в течение 30 дней с момента получения удостоверения.

Считает, что на нее не распространяются требования п.1 ст.11 указанного ФЗ в новой редакции, поскольку в члены Самарской областной коллегии адвокатов она была принята 10.04.1989 года и в этот же день получила удостоверение.

31.05.2002 года Самарская областная коллегия адвокатов была реорганизована в Палату адвокатов Самарской области и все адвокаты были внесены в единый реестр адвокатов Самарской области, т.е. статус адвоката истице был присвоен до принятия ФЗ «Об обязательном и пенсионном страховании в РФ», при этом ни в первоначальной редакции, ни в последующих редакциях данного закона не урегулирован порядок регистрации в органах пенсионного фонда адвокатов, которые приобрели статус и внесены в реестр адвокатов до его принятия.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что ответчиком пропущен срок давности для привлечения ее к ответственности за несвоевременную регистрацию, истица просила суд признать решение от 17.01.2011 года №18 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 16.02.2011 года незаконными.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ в г. Сызрани Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно п.1 ст.11 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от15.12.2011 года №167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.

В силу п.1 ст.27 указанного ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней - влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Судом установлено, что 23.03.1989г истица принята в члены Самарской областной коллегии адвокатов с выдачей ей соответствующего удостоверения.

31.05.2002 года Самарская областная коллегия адвокатов была реорганизована в Палату адвокатов Самарской области и все адвокаты были внесены в единый реестр адвокатов Самарской области, который был зарегистрирован в территориальном регистрирующем органе.

Судом установлено, что 17.12.2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о регистрации в качестве страхователя.

17.01.2011 года вынесено решение о привлечении истицы к ответственности за нарушение налогового законодательства об обязательном пенсионном страховании в виде штрафа в размере 10000 рублей в связи с несвоевременной регистрацией в пенсионном органе.

16.02.2011 года на основании указанного решения вынесено требование в адрес истицы об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно ст.2 НК РФ и п.1 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения ч.1 НК РФ» от 28.02.2001 года №5 на правоотношения, связанные с нарушением срока регистрации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, распространяются нормы НК РФ, регламентирующие порядок привлечения лица в ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае истечения сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу п.1 ст.113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Установив, что установленный законом срок исковой давности для привлечения истицы к ответственности за нарушение срока регистрации в пенсионном органе на момент вынесения ответчиком оспариваемого решения истек, а доказательств уважительности причин пропуска срока ответчиком не представлено, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для вынесения оспариваемых решений и требований у ответчика не имелось, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил иск Потоня О.В.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении судом норм Налогового Кодекса в связи с тем, что с 01.01.2007 года пенсионный фонд исключен из числа участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, что регистрация адвокатов носит заявительный характер, не могут быть приняты во внимание, поскольку статус адвоката получен истицей в 1989 году до принятия новой редакции ст. 11. ФЗ №167, в связи с чем судом обоснованно применены нормы закона об пропуске срока исковой давности к данным правоотношениям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УПФ РФ в г.г. Сызрани Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи