О восстановлении в очереди на участие в программе `Жилище`



Судья: БорисоваЕ.А. гр. дело № 33-4152/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.,

Судей: Захарова С.В., Калинниковой О.А.,

при секретаре Самодуровой А.И.,

рассмотрев в открытом в судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 марта 2011 года, которым постановлено:

«Восстановить семью Цицура О.П. в очереди на место, согласно даты подачи заявления на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Цицура О.П. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о восстановлении в очереди, указав, что в феврале 2007г. она подала документы на участие её семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». На протяжении трех лет с 2007г. по 2009г. она отслеживала очередь на сайте МЭРИТ и получала информацию по телефону. Семья состояла в очереди на получение жилья по г. Самара под №. В конце 2009г. списки с сайта МЭРИТ были удалены и по телефону ей сообщили, что её очередь под №.

Ссылаясь на то, что перенос очереди является незаконным и противоречащим п. 5 ст. 52 ЖК РФ, с учетом уточнения требований, истица просила суд восстановить её и семью в очередь согласно даты подачи заявления на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобеДепартамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение, считает его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене, как постановленное с нарушением и неправильным применением норм материального права.

В соответствии с п. 15 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по установленной форме, документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи, свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется), документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий…, документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, в части превышающей размер предоставляемой социальной выплаты…, выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.

В силу п. 17 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п. 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты предоставления этих документов принимает решение о признании либо отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Судом установлено, что 12.03.2007 г. Цицура А.А. и Цицура О.П. обратились в Администрацию г.о. Самара по месту жительства с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Постановлением Главы городского округа Самара от 31.08.2007г. № 688 семья Цицура О.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2008 году по г.о. Самара под № 4.

Установлено также, что в 2008-2009 г.г. социальная выплата семье Цицура О.П. не была предоставлена из-за недостаточного финансирования, в связи с чем семья истицы была включена в списки семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009г. по г.о. Самара под №.

15.02.2010г. Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в адрес Главы городского округа Самара поступило письмо о необходимости предоставления объединенных списков молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009, 2010гг.

При формировании органом местного самоуправления объединенного списка молодых семей на 2010 г. в порядке, предусмотренном приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.09.2009г. № 47, исходя из даты их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и алфавитного порядка, порядковый номер семьи Цицура О.П. в списке изменился на №.

Удовлетворяя требования Цицура О.П. о восстановлении её семьи в очередь согласно даты подачи заявления на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», суд сослался на п. 5 ст. 52 ЖК РФ, в соответствии с которым решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято по результатам рассмотрения заявления не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления необходимых документов, а также на пункт 17 указанных выше Правил, устанавливающий 10-дневный срок с даты предоставления документов для принятия решения о признании либо отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы и указал, что установленный законом срок для постановки семьи Цицура О.П. в очередь не соблюден.

При этом суд исходил из того, что заявление семьей Цицура О.П. подано 12.03.2007 года, а постановление о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в число участников подпрограммы принято 31.08.2007 г.

Учитывая, что приказ № 47 Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о Порядке формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников Подпрограммы издан 10.09.2009г., то есть после принятия семьи Цицура О.П. на учет и включения в подпрограмму, суд пришел к выводу о том, что перемещения в очереди нарушают права истицы и ее семьи на обеспечение жильем.

С выводом суда нельзя согласиться, поскольку он сделан без учета требований законодательства, регулирующего правоотношения сторон и при неправильном толковании норм материального права.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. утверждены постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285, принятым в пределах его компетенции.

При этом, само по себе участие в подпрограмме не предполагает обязанность соответствующих органов местного самоуправления или исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий молодым семьям жилых помещений (обеспечения жильем) в порядке, установленном Жилищным Кодексом РФ, а предоставляет возможность получения молодыми семьями-участниками подпрограммы социальных выплат на приобретение или строительство жилья, которые могут направляться на погашение части ипотечного жилищного кредита, связанную с наличием выделяемых на эти цели бюджетами различных уровней финансовых средств.

Таким образом, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и порядок предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» социальной выплаты различны.

Непредоставление молодой семье – участнице подпрограммы социальной выплаты ввиду недостаточного финансирования федеральной целевой программы «Жилище» либо иных причин, не влечет исключение этой семьи из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учет которых должен осуществляться органом местного самоуправления в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Согласно п.п. 21, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Согласно п. 2, 3 «Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденных приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.09.2007 г. № 47, орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируем году, утверждает его и по утвержденным министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области формам представляет в Министерство.

Орган местного самоуправления формирует список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по дате постановки молодых семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в данный список в алфавитном порядке.

Указанный Порядок принят Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в пределах его компетенции, в установленном законом порядке не оспорен, не отменен и недействительным не признан, является общим для всех семей-участников подпрограммы и подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку действовал на момент формирования органом местного самоуправления объединенного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009, 2010 году.

Восстановление семьи Цицура О.П. в очереди на место, согласно даты подачи заявления на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», противоречит п. 3 Порядка, утвержденного приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.09.2007 г. № 47, устанавливающему формирование списков по дате постановки молодых семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, соответственно, влечет нарушение прав других семей-участников подпрограммы.

При этом, в силу п. 2 постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении Правил представления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья…», право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье.

Данные обстоятельства судом оставлены без внимания и правовой оценки.

Ссылки суда на несоблюдение органом местного самоуправления сроков о принятии семьи Цицура О.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях и принятия решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы, основанием для удовлетворения заявленных Цицура О.П. требований не являются.

Постановление главы г.о. Самара от 31.08.2007 г. № 688 (л.д. 71), которым семья Цицура О.П. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы, является действующим, в связи с чем при принятии решения суду следовало исходить из даты его принятия.

Бездействие администрации г.о. Самара, связанное с несоблюдением сроков принятия соответствующих решений, Цицура О.П. своевременно не оспорено и незаконным не признано, причины по которым решение было принято по истечении установленного срока, судом в рамках настоящего дела не исследовались.

Так как обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, представление дополнительных доказательств не требуется, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 марта 2011 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Цицура О.П. о восстановлении ее семьи в очереди, согласно даты подачи заявления на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна:Судья: