О признании незаконным бездействия должностных лиц



Судья: Маркин А.В. гр. дело № 33-4762/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.,

Судей: Калинниковой О.А., Захарова С.В.,

при секретаре Мучкаевой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 10 марта 2011 года, которым постановлено:

«Иск Кузнецовой А.Н., Кузнецова А.В., Кузнецовой В.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары, заключающееся в невыполнении на основании заявлений Кузнецовой А.Н., Кузнецова А.В., Кузнецовой В.А. о регистрации по месту жительства по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, д.64А, кв.63 действий по регистрационному учету граждан.

Обязать Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары устранить допущенные нарушения прав, а именно подготовить и передать в орган регистрационного учета, предусмотренные Административным регламентом документы для регистрации Кузнецовой А.Н., Кузнецова А.В. Кузнецовой В.А. по месту жительства по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, д. 64А, кв. 63, в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя МП ЭСО г. Самары Востриковой И.В. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кузнецова А.Н., Кузнецов А.В., Кузнецова В.А. обратились в суд с иском к Муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара о признании бездействия должностных лиц незаконным.

В обосновании своих требований указали, что они, как члены одной семьи, на основании решения Администрации ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» заселились в комнату №, <адрес>. В настоящее время здание передано на обслуживание и в эксплуатацию МП ЭСО г.Самары, которое осуществляет ведение лицевого счета, открытого на них. Право их проживания в данной комнате никто не оспаривает. Поскольку указанное жилое помещение является для них единственным жильем, в котором они постоянно проживают, другого жилья в г. Самаре они не имеют, они обратились в МП ЭСО г.Самара с заявлением о регистрации их по месту жительства. Однако должностные лица МП ЭСО г.Самара не совершили необходимых действий и, в нарушение норм действующего законодательства, они до настоящего времени по месту жительства не зарегистрированы.

Ссылаясь на данные обстоятельства, истцы просили суд признать незаконным бездействие должностных лиц МП ЭСО г.Самара, заключающееся в невыполнении действий на основании их заявлений о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>; обязать должностных лиц МП ЭСО г.Самара устранить допущенные нарушения их прав, а именно подготовить и передать в орган регистрационного учета предусмотренные Административным регламентом документы для регистрации их по месту жительства по адресу: <адрес> трехдневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары просит отменить решение суда, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация граждан по месту жительства определена как уведомительная процедура: орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина.

Из материалов дела следует, что 16.04.2008г. между Кузнецовой А.Н. (наниматель) и ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (наймодатель) был заключен договор найма жилого помещения в общежитии №, в соответствии с которым наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи по договору найма изолированное жилое помещение, состоящее из комнаты № в общежитии, общей площадью 13,9 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 37-38).

Договор найма жилого помещения в общежитии с Кузнецовой А.Н. заключен в связи с трудовыми отношениями с ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», которые на сегодняшний день не прекращены, что сторонами не оспаривалось.

Судом установлено, что в настоящее время здание общежития передано на обслуживание и в эксплуатацию в МП ЭСО, которое осуществляет ведение лицевого счета открытого на имя Кузнецовой А.Н.

Из материалов дела следует, что на период с 23.03.2007г. по 02.11.2010 года Кузнецовой А.Н. и Кузнецову А.В. выдавались свидетельства о регистрации их по месту пребывания по адресу: <адрес> В свидетельство о регистрации по месту пребывания Кузнецовой А.Н. вписана дочь Кузнецова В.А., 2007 года рождения.

В соответствии с п. 9 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в отношении лиц, прибывших для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней.

Между тем судом установлено, что семья Кузнецовых проживает в общежитии по адресу: <адрес> постоянно более четырех лет, избрав указанное жилое помещение, предоставленное Кузнецовой А.Н. в установленном законом порядке, своим местом жительства.

Согласно положениям ст. 20 ГК РФ, ст.2 Закона РФ от 25.06.1993г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» № 5242-1, п.3 «Правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 17.07.1995г. №713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008г. №220), местом жительства гражданина признается место (жилой дом, квартира, общежитие и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма или иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии со ст. 16 Постановления Правительства от 17.07.1995г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Установлено, что 29.03.2010 года Кузнецовы обратились в МП ЭСО г.Самара с заявлением о регистрации их по месту жительства (л.д. 5).

Однако в удовлетворении заявления МП ЭСО г. Самары отказало, направив в адрес Кузнецовых извещения от 29.06.2010г. и от 03.02.2011 г.

Суд правильно указал, что в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация граждан по месту жительства определена как уведомительная процедура.

Согласно ст. 1 «Правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 17.07.1995г. № 713 регистрационный учет граждан устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно п. 6 «Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденному Приказом ФМС России от 20.09.2007 №208, должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, жилищного фонда субъектов РФ, муниципального жилищного фонда и др.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Административного регламента).

В силу ст. 17 указанных выше Правил, должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания, принадлежащие им жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан должны передать документы, указанные в п. 16 настоящих правил, вместе с адресными листками убытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

В соответствии с п. 18 Правил, органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку.

В силу п. 56 Административного регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме № 9 (приложение № 9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме № 10 (приложение № 10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме № 11 (приложение № 11 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме № 2 (приложение № 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме № 12П и листок статистического учета выбытия по форме № 12В к ним (приложение №12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению. Максимальный срок выполнения действия - 15 минут.

Согласно пункту 57 Административного регламента лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета соответствующие документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина.

Поскольку судом было установлено, что ответственными должностными лицами МП ЭСО г.о. Самара, в чьем управлении находится общежитие о регистрации в котором по месту жительства просили истцы, не совершено прямо предусмотренных Правилами регистрационного учета граждан и Административным регламентом действий, до настоящего времени Кузнецовы по месту жительства не зарегистрированы, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком допущено незаконное бездействие, вследствие которого нарушены права и законные интересы Кузнецовых, а поэтому законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы кассационной жалобы о том, что МП ЭСО г. Самары является коммерческой организацией и ее действия не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, нельзя признать обоснованными, поскольку на положения указанной главы истцы в своем исковом заявлении, а суд в решении не ссылались, заявленные требования правомерно рассмотрены судом в порядке искового производства.

По указанным основаниям ссылки в кассационной жалобе на пропуск истцами 3-месячного срока на обжалование бездействия МП ЭСО не могут быть приняты во внимание.

Доводы МП ЭСО в кассационной жалобе о том, что должностные лица муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара не относятся к числу должностных лиц, указанных в п. 6 Административного регламента, ответственных за регистрацию и осуществляющих первичный прием от граждан документов на регистрацию, являются несостоятельными, поскольку в силу Договора № от 15.07.2008 г. спорное общежитие является муниципальным и находится в хозяйственном ведении МП ЭСО г.о. Самара, должностные лица которого, осуществляющие контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, поименованы в п. 6 Административного регламента.

Ссылки МП ЭСО г.о. Самары на то, что бездействия им не допущено, поскольку на обращение Кузнецовых был дан ответ о возможности продления регистрации по месту пребывания сроком на 1 год, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку по вопросу регистрации по месту пребывания Кузнецовы в МП ЭСО не обращались, а по их заявлениям о регистрации по месту жительства предусмотренных законодательством действий ответчиком не предпринято.

Предназначение общежития для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, не влечет за собой ограничения права граждан на их регистрацию по месту жительства, в связи с чем ссылки в жалобе на ст. 92, 94 ЖК РФ несостоятельны.

В силу действующего законодательства, местом жительства гражданина признается место, в том числе и общежитие, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма или иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Как следует из материалов дела Кузнецовы проживают в общежитии постоянно, на основании договора найма, что не оспаривалось, в связи с чем законных оснований к отказу в приеме у них документов для регистрации по месту жительства у МП ЭСО г.о. Самары не имелось.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В связи с этим ссылки МП ЭСО в кассационной жалобе на положения п. 2.1.2 договора, заключенного с ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», несостоятельны.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 10 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального предприятия по содержанию и эксплуатации общежитий г.о. Самара – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: