Судья: Сурков В.П. гр.дело № 33-4598/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Ермаковой Е.И.,
Судей: Захарова С.В., Калинниковой О.А.,
с участием прокурора Кушнирчук А.И.,
при секретаре Самодуровой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства образования и науки Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самара от 24 марта 2011 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора Куйбышевского района - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Самарской области, ГС (К) ОУ школы-интерната № 136 по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Министерство образования и науки Самарской области и ГС (К) ОУ школу-интернат № 136 устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- оборудовать забор высотой 2 метра;
- организовать спальни на четыре человека;
- оборудовать аварийное освещение на полу;
- оборудовать световую и звуковую индикацию из спальных комнат в медпункт;
- оборудовать умывальники во всех учебных кабинетах».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Министерства образования и науки Самарской области Хохловой Н.И. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куйбышевского района г. Самары, действуя в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, ГС (К) ОУ школы-интерната №136 по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении на Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области, ГС (К) ОУ школу-интернат № 136 обязанности устранить нарушения посредством проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Куйбышевского района г.Самары проверки выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения в школе-интернате № 136, расположенной по адресу: г.Самара, ул.Нефтяников,12/ул.Пугачевский тракт, 62а. Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства допускаются продолжительное время, о чем свидетельствуют многочисленные предписания, состояние санитарной безопасности школы-интерната № 136 является объектом постоянного контроля органов прокуратуры и Управления Роспотребнадзора, в связи с чем у учреждения, Правительства Самарской области в лице Министерства образования и науки, Министерства имущественных отношений имелись достаточные сроки и возможность выделить в предусмотренном законом порядке средства, необходимые для устранение нарушений, что не сделано до настоящего времени и является недопустимым. Сложившееся положение создаёт опасные условия для нахождения в коррекционном образовательном учреждении как учеников и работников, так и иных лиц, посещающих школу-интернат. Бездействием учреждения и министерств прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения органами государственной власти Конституции РФ и законодательства РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд признать бездействие Правительства Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Государственного специального коррекционного образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - школы- интерната № 136 г. Самары по неприятию мер к устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в учреждении незаконным и обязать их устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в ГС (К) ОУ школе-интернате №136, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию забора высотой 2.0 м; организации спальни на 4 человека; оборудованию аварийного освещения на полу; оборудованию световой и звуковой индикации из спальных комнат в медпункт; оборудованию умывальников во всех учебных кабинетах.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство образования и науки Самарской области просит решение отменить, считает его необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 5 Федерального закона «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ.
Из материалов дела следует, что прокурорской проверкой, проведенной в школе-интернате № 136 Куйбышевского района г.о. Самара, расположенной по адресу: г.Самара, ул.Нефтяников, 12/ул.Пугачевский тракт, 62а выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения и об образовании.
Данные обстоятельства подтверждаются: предписанием Управления Роспотребнадзора по Самарской области № от 20.03.2009г. со сроком исполнения до 20.08.2010г.; протоколом № об административном правонарушении по ст.6.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.03.2009 года №, а также сведениями, предоставляемыми ежемесячно руководителем образовательного учреждения в адрес прокуратуры Куйбышевского района г.Самара, что не оспаривалось ответчиками.
Судом установлено, что до настоящего времени в школе-интернате №136 Куйбышевского района г.о. Самара не устранены следующие нарушения СП №407-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»: не оборудован забор высотой 2,0 м; не организованы спальни на 4 человека; не оборудовано аварийное освещение на полу; не оборудована световая и звуковая индикация из спальных комнат в медпункт; не оборудованы умывальники во всех учебных кабинетах.
Выявленные нарушения влияют на безопасность пребывания в учреждении воспитанников и персонала, а также неопределенного круга лиц, посещающих коррекционное образовательное учреждение, поскольку свидетельствуют о необеспечении надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния помещений и территории детского учреждения, в котором пребывают и обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно п. 41 Типового положения о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 года №288, деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
В соответствии с п. 1.4 Устава образовательного учреждения его учредителями являются Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.
Подпунктами 6.1, 6.13, 8.15, 8.18 Устава определены права и обязанности учреждения и его учредителей, согласно которым ими должны обеспечиваться безопасные условия для пребывания и образования учащихся в образовательном учреждении, в том числе посредством финансового обеспечения учреждения Министерством образования и науки Самарской области.
Судом установлено, что устранить имеющиеся в помещениях школы-интерната №136 нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, образовательное учреждение самостоятельно не может, поскольку для их устранения требуются значительные финансовые затраты, которыми оно не располагает.
Согласно п. 1.5, 2.1, 2,2, 2.2.1 Постановления Правительства Самарской области от 20.06.2008 года № 238 «Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Самарской области» в полномочия указанного Министерства входит государственное управление подведомственными учреждениями, а также размещение заказов на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений государственных и муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности Самарской области.
В рамках закрепленных предметов ведения Министерство образования и науки наделяется полномочиями по формированию в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что Министерство образования и науки Самарской области в нарушение действующего законодательства в течение длительного времени не организовало надлежащее обеспечение ГС (К) ОУ школы-интерната № 136 необходимыми средствами на выполнение мероприятий по приведению помещений учреждения и его территории в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Поскольку необходимые меры для устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства коррекционным образовательным учреждением и Министерством образования и науки Самарской области своевременно не предприняты, суд пришел к правильному выводу о незаконности такого бездействия.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством проведение организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства возложены на учреждение и Министерство образования и науки Самарской области, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, обязав ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния школы-интерната № 136 Куйбышевского района г.о. Самара в соответствие с требованиями закона.
Доводы кассационной жалобы Министерства образования и науки Самарской области о том, что бездействия Министерством не допущено, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку исследованными судом доказательствами подтверждается, что выявленные в школе-интернате № 136 г. Самары нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства не устраняются длительное время, с 2009 года.
Устранение выявленных нарушений требует финансовых затрат, которыми подведомственное Министерству учреждение не располагает.
При этом полномочия по размещению заказов на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений государственных образовательных учреждений, находящихся в собственности Самарской области, а также осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, согласно Постановления Правительства Самарской области от 20.06.2008 года № 238, является Министерство образования и науки Самарской области. На Министерство имущественных отношений Самарской области исполнение таких полномочий не возложено.
В силу предоставленных полномочий Министерство образования и науки, как орган государственной власти, обязано в пределах бюджетных ассигнований самостоятельно определять приоритетные направления формирования и размещения заказов, а также расходования денежных средств.
Вопросов управления и распоряжения собственностью Самарской области, входящих в компетенцию Министерства имущественных отношений, принятое судом решение не затрагивает, в связи с чем указанное Министерство правильно признано судом ненадлежащим ответчиком по делу.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для обязания Министерства образования и науки выполнить перечисленные в резолютивной части решения мероприятия (действия), не могут быть учтены, поскольку исполнение решение суда Министерством и образовательным учреждением должно осуществляться в рамках предоставленных им законом полномочий и в соответствии с компетенцией.
Оснований полагать, что суд вышел за пределы заявленных прокурором требований, не имеется.
В случае неясности решения суда Министерство образования и науки не лишено права обратиться в суд с заявлением о его разъяснении в порядке, предусмотренном ст. 202 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: