Судья Сашнина Н.В. Гр. дело №33-4962/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.
24 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Сорокиной Л.А., Захарова С.В.
с участием прокурора Кушнирчук А.И.
при секретаре Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства образования и науки Самарской области на решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 31 марта 2011 года, которым постановлено :
«Заявление прокурора Большечерниговского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании бездействия должностного лица и органов государственной власти удовлетворить.
Признать бездействия должностного лица - директора Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения, и органов государственной власти - Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области незаконными.
Обязать Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области устранить нарушения законодательства об образовании в Государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по закреплению за Государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения помещений, отвечающих требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм и правил, и
Обязать директора Государственного образовательного учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения устранить нарушения законодательства об образовании и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности за Государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., объяснения представителя Министерства образования и науки Самарской области – Мокровой С.А. ( по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Большечерниговского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия должностного лица и органов государственной власти. В заявлении указал, что при проведении проверки прокуратурой Большечерниговского района Самарской области исполнения законодательства об образовании в части лицензирования образовательных учреждений, установлены нарушения закона в Государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения. С декабря 2008 года данное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность на территории Большечерниговского района, не имеет лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Учреждение располагается в помещениях, арендуемых у физического лица, при этом помещения не отвечают соответствующим требованиям противопожарных норм и санитарно-гигиенических правил. Директором Государственного образовательного учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения, Министерством образования и науки Самарской области, Министерством имущественных отношений Самарской области до настоящего времени никаких конкретных мер и действий по обеспечению данного образовательного учреждения помещениями, соответствующими требованиям противопожарных норм и санитарно-гигиенических правил и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности не принимается.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор и просил суд признать бездействие должностного лица - Директора Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения, и органов государственной власти - Министерства образования и науки Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области незаконными, обязать директора Государственного образовательного учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения, Министерство образования и науки Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области устранить нарушения законодательства об образовании в Государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по закреплению за Центром помещений, отвечающих требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм и правил, и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство образования и науки Самарской области просит решение суда отменить в части признания незаконным бездействия Министерства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании», образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Согласно п.1 ст. 39 Закона РФ «Об образовании», за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Из материалов дела усматривается, что согласно сообщению Министерства имущественных отношений Самарской области в адрес прокурора Большечерниговского района от ДД.ММ.ГГГГ, Центру в оперативное управление передано только движимое имущество, которое было принято из собственности муниципального района Большечерниговский в собственность Самарской области в соответствии с приказом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Обращений Центра с просьбой предоставить какое-либо помещение для осуществления уставной деятельности в министерство не поступало. Центр является государственным учреждением Самарской области, подведомственным министерству образования и науки Самарской области, которое является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении подведомственных ему учреждений, к его компетенции относится планирование соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований и определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений. К компетенции министерства образования и науки Самарской области относится финансовое обеспечение Центра, а также соблюдение бюджетной и финансовой дисциплины, строительных норм и правил, требований к охране здоровья обучающихся, воспитанников и работников, оснащенности Центра. Центр самостоятелен в осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ и его уставом, к компетенции директора Центра относится обеспечение санитарно-гигиенического, противопожарного режимов, выполнение требований охраны труда, техники безопасности (л.д.5-6).
По сообщениию Министерства образования и науки Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, помещения Центра не соответствуют лицензионным требованиям: отсутствует положительное заключение органов ОГПН (отсутствие автоматической пожарной сигнализации, перегородок между помещениями) и Роспотребнадзора (отсутствие воды, канализации, требуется капитальный ремонт помещения). Южным управлением Министерства были подготовлены и направлены ходатайства в Администрацию Большечерниговского района с просьбой оказать содействие в размещении Центра в здании, соответствующим требованиям ОГПН и Роспотребнадзора, был получен ответ об отсутствии свободных помещений в нежилых зданиях, расположенных в селе <адрес>. В 2011 году планируется перевод Центра в здание ГУ НПО ПУ № села <адрес>, для чего будут дополнительно обеспечены соответствующие условия пожарной безопасности (л.д.7-9).
Из информации, представленной директором Государственного образовательного учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что центр психолого - медико- социального сопровождения Большечерниговского района с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год располагалось в здании МДОУ «<данные изъяты>» (занимаемая площадь 119 кв.м). Выполняя требования предписания прокуратуры Большечерниговского района Самарской области, Центр освободил занимаемую площадь. В декабре ДД.ММ.ГГГГ года произошел и процесс изменения организационно - правовой формы МОУ Большечерниговского психологического центра из муниципальной в государственную. В августе ДД.ММ.ГГГГ года произошла передача имущества, находящегося в собственности муниципального района Большечерниговский Самарской области в собственность Самарской области. В результате проведенных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ года центр изменил статус и стал государственным образовательным учреждением, утратила силу и лицензия на право ведения образовательной деятельности. Учредителями стали Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. Переезд был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ в здание <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ года данная площадь была выкуплена частным лицом. Вновь был осуществлен переезд на 2 этаж этого здании, занимаемая площадь 150 кв. м. Но кабинеты, где расположен ГОУ Большечерниговский психологический центр, не соответствуют лицензионным требованиям, особенно остро стоит вопрос обеспечения данного помещения пожарной сигнализацией. Неоднократно обращались к главе администрации Большечерниговского района, к руководителю Южного управления министерства образования и науки Самарской области о выделении помещения для ГОУ Большечерниговский психологический центр.
Согласно сообщению Администрации Большечерниговского района Самарской области в адрес директора Государственного образовательного учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения от ДД.ММ.ГГГГ №, свободных помещений в муниципальных нежилых зданиях, расположенных в селе <адрес> и соответствующих лицензионным требованиям, в том числе оснащенных пожарной сигнализацией, нет. По установке пожарной сигнализации учреждению необходимо обратиться в Министерство образования Самарской области или в Южное управление Министерства образования, так как учреждение является государственным.
Судом установлено, что лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия № от ДД.ММ.ГГГГ выдана муниципальному общеобразовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр психолого-медико-социального сопровождения Большечерниговского района Самарской области и действительна по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17). Согласно Уставу государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения (п. 1.4)- учредителями Центра является Самарская область в лице Министерства образования и науки Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области. В соответствии с пунктами 5.1 и 6.16 Устава Центра, к компетенции Министерства образования и науки Самарской области относится финансовое обеспечение образовательной деятельности Центра и соблюдение бюджетной и финансовой дисциплины, строительных норм и правил, требований к охране здоровья обучающихся, воспитанников и работников Центра, оснащенности Центра. Согласно пункта 5.4 Устава, Министерство имущественных отношений Самарской области закрепляет за Центром на праве оперативного управления имущество. На основании пункта 6.14 Устава Учреждения, к компетенции директора Центра относится обеспечение санитарно-гигиенического, противопожарного режимов, требований охраны труда, техники безопасности (л.д.19-26).
При таких обстоятельствах, когда установлено, что Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Большечерниговский центр психолого-медико-социального сопровождения располагается в помещениях, арендуемых им у физического лица, при этом помещения не отвечают соответствующим требованиям противопожарных норм и санитарно-гигиенических правил : помещения не оборудованы автоматической противопожарной системой, отсутствует водоснабжение и канализация, из-за чего учреждение не имеет возможности получить положительные заключения надзорных органов ОГПН и Роспотребнадзора, которые необходимы для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности, суд пришел к правильному выводу о том, что директором Большечерниговского центра психолого-медико-социального сопровождения, Министерством образования и науки Самарской области, Министерством имущественных отношений Самарской области, в нарушение требований федерального законодательства в области образования, с ДД.ММ.ГГГГ года до настоящего времени не приняты меры и действия по обеспечению Центра психолого-медико-социального сопровождения помещениями, соответствующими требованиям противопожарных норм и санитарно-гигиенических правил и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, и обоснованно удовлетворил заявление прокурора Большечерниговского района Самарской области.
Доводы кассационной жалобы Министерства образования и науки Самарской области о незаконности судебного решения не могут быть приняты во внимание, поскольку судом исследованы все обстоятельства по делу, им дана юридическая оценка, решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 31 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Самарской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи