Судья: Колесникова Л.Ю.
ОПРЕДЕЛЕНИЕГр.д. № 33-4473
4.05.11 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей: Елистратовой Е.В., Шуковой Н.М.
С участием прокурора Нехаевой О.А.
при секретаре Потякиной М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам: представителя Администрации г.о. Самара Горожаниной Л.Н.; руководителя Департамента Образования администрации г.о. Самара Колесниковой Н.Б. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 3.03.2011 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № г.о.Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия; подготовить и предоставить Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара, администрации г.о.Самара, администрации г.о.Самара, Департаменту финансов г.о.Самара, Департаменту образования администрации г.о.Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью регистрации права оперативного управления на здание МДОУ, а именно проведение технической инвентаризации, изготовления технического паспорта и постановки на кадастровый учет.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самары, Администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара, Департаменту финансов администрации г.о.Самара выделить денежные средства в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью оформления права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и последующей передачи нежилого здания МДОУ № на права оперативного управления ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., объяснения представителя Администрации г.о. Самара Беляевой Н.В., представителя Департамента образования администрации г.о.Самара Ставицкого П.Г. поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей изменить решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - нежилое здание площадью 1139,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>,
2
<адрес>, литера внутренняя 14, 14-1, 14-2, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за № на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
На основании решения комитета по управлению имуществом администрации г. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ здание по <адрес> закреплено в оперативное управление за муниципальным учреждением – Дошкольное образовательное учреждение № (л.д. 31), с которым комитетом по управлению имуществом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключались договоры на использование муниципального имущества на праве оперативного управления на указанный объект (л.д.25-27, 32-34).
В соответствии с лицензией выданной Министерством образования и науки Самарской области ДД.ММ.ГГГГ (действительной по ДД.ММ.ГГГГ) МДОУ детский сад комбинированного вида №, находящийся в <адрес> имеет право осуществлять образовательную деятельность (л.д.46).
Прокурор Железнодорожного районного суда г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском о возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности, просил обязать МДОУ детский сад № 301 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту управления имуществом администрации г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту образования администрации г.о.Самара, Департаменту финансов г.о.Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью регистрации права оперативного управления на здание МДОУ, а именно проведение технической инвентаризации, изготовление технического паспорт и постановки на кадастровый учет.
Департаменту управления имуществом администрации г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту образования администрации г.о.Самара, Департаменту финансов администрации г.о.Самара выделить денежные средства в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью оформления права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и последующей передачи нежилого здания МДОУ № на праве оперативного управления.
В обосновании иска прокурор ссылался на то, что прокуратурой проверено соблюдение МДОУ детский сад № 301 законодательства о лицензировании.
В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ – 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество,
оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
3
В соответствии со ст. 15 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 г. (в редакции ФЗ-15 от 10.01.2003 г.), лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г., лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.
Проверкой установлено, что не жилое здание, в котором располагается МДОУ-301 на праве оперативного управления Департаментом управления имуществом администрации г.о. Самара МДОУ № не передано, в связи с отсутствием государственной регистрации муниципального права собственности на здание детского сада.
Также установлено, что Департаментом управления имуществом право муниципальной собственности на указанный объект не оформлено в связи с не проведением технической инвентаризации, изготовления технического паспорта и постановки на кадастровый учет.
В выделении денежных средств на проведение технической инвентаризации здания МДОУ № заведующей детского сада ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с сокращением средств по статье расходов «Оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений по государственной муниципальной собственности» (л.д.7).
В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара, принятого решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции Администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: разрабатывание проекта решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета г.о.Самара.
Согласно п.п.1.1 п.2.1 Положения «О департаменте финансов Администрации г.о. Самара», утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент является финансовым органом Администрации г.о. Самара, организующим исполнение бюджета г.о.Самара.
Основными задачами Департамента финансов являются: составление проекта бюджета г.о. Самара; исполнение бюджета и обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджета г.о.Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п.п. 1.1 п.3.16 Положения «О Департаменте образования администрации г.о. Самара» утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, является отраслевым (функциональным органом Администрации г.о.Самара, который участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о.Самара.
Таким образом, Администрацией г.о. Самара, Департаментом управления имуществом администрации г.о. Самара нарушены положения ст. 20 ФЗ «Об образовании».
Учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном
4
учреждении и их родителей (иных законных представителей), воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в здании детского сада) и ведут к отсутствию возможности на оформление лицензии на ведение медицинской деятельности МДОУ №, прокурором заявлены указанные исковые требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое представители Администрации г.о. Самара, Департамента образования г.о. Самара считают неправильным и просят отменить его.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия полагает отменить решение суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права, и поскольку обстоятельства имеющие значение для дела установлены судом в полном объеме, судебная коллегия не передавая дело на новое рассмотрение полагает постановить новое решение, которым прокурору в удовлетворении исковых требований – отказать.
Суд исходя из установленных обстоятельств по делу, согласившись с мотивацией иска, удовлетворил требования прокурора в полном объеме.
С указанным решением суда нельзя согласиться по нижеследующим мотивам.
В соответствии со ст. 5 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним – с другой.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Согласно ст. 18 ФЗ-131 от 6.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета.
Согласно п.12 ч.1 ст. 15 ФЗ-131 к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи… (в соответствии с ФЗ-313 от 29.11.2010 г. с января 2012 г. п.12 ч.1 ст. 15 будет изложен в новой редакции).
В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.
5
В соответствии со ст. 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета (ст. ст. 38, 52 ФЗ-131).
Судебная коллегия полагает, что с учетом вышеуказанных норм права суд незаконно, необоснованно обязал МДОУ детский сад № 301 провести организационно-хозяйственные мероприятия – подготовить и предоставить Департаментом управления имуществом, образования и финансов администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара – смету расходов на выполнение мероприятий с целью регистрации права оперативного управления на здание МДОУ, а именно проведение технической инвентаризации, изготовления технического паспорта и постановки на кадастровый учет, поскольку МДОУ не наделено данными полномочиями.
Обязание Департаментов управления имуществом, образования и финансов администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара выделить денежные средства в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью оформления права муниципальной собственности на нежилое помещение по <адрес> и последующей передачи здания МДОУ детский сад № 301 на праве оперативного управления по существу является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления в их хозяйственную деятельность и бюджетные полномочия муниципальных образований, что недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормами права.
Удовлетворенные исковые требования прокурора не основаны на нормах материального права.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение районного суда - отменить, постановив новое решение об отказе в иске прокурору в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 3.03.2011 г. отменить. Постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Самары.
Председательствующий ЛАЗАРЕВ Н.А.
Судьи ЕЛИСТРАТОВА Е.В.
ШУКОВА Н.М.
Верно: судья