Судья: Занкина Е.П. № 33-4767 / 2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Сокол Т.Б.
судей - Тарасовой С.М. и Акининой О.А.
с участием прокурора Кушнирчук А.И.
при секретаре – Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 08 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Иск Худошина ФИО15 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ за период с 01.07.2000г. по 31.01.2011г. недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 3345823 руб. 94 коп. единовременно.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ с 01.02.2011г. пожизненно в пользу Худошина А.Д. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 47387 руб. 49 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по доверенности № 112 от 21 апреля 2011 г. Засташкиной С.Р. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Худошина А.Д. по доверенности № 5014 от 10 декабря 2010 г. Калашникова В.А., заключение прокурора, полагавшего решение Октябрьского районного суда г. Самары изменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Худошин А.Д. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области и Управлению социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района г.о. Самара об индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и взыскании недополученной суммы.
В иске указал, что, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с 08 по 18 мая 1986 г. Он является инвалидом 2 группы бессрочно, степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 80%. Причина инвалидности - увечье, связанное с аварией на ЧАЭС. На основании решения Октябрьского районного суда г. Самары от 27 мая 1999 г. № ему установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с 17 февраля 1997г. исходя из заработка в размере 6217 руб. 17 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
По состоянию на 01.07.2000 г. назначенная ему ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью составляла также 6217 руб. 17 коп.
Полагает, что на основании ч.5 ст.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005г. №7) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна быть проиндексирована с 01.07.2000г. - в 1,581 раза (132 руб. 00 коп.: 83 руб. 49 коп.); с 01.01.2001г. - в 1,515 раза (200 руб.00 коп.: 132 руб. 00 коп.), то есть на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда.
Впоследствии ежемесячная денежная компенсация подлежит индексации в соответствии с коэффициентами изменения величины прожиточного минимума по Самарской области. Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2001г. составляет 1255 руб.18 коп., а в 4 квартале 2002г.- 1476 руб. 25 коп. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. составил 1,176 (1476 руб.25коп.:1255 руб.18 коп.). Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2002г. составляет 1476 руб.25 коп., а в 4 квартале 2003г.- 1680 руб.60 коп. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. составил 1,138 (1680 руб.60 коп.:1476 руб.25 коп.).
В дальнейшем необходимо применить индексы инфляции: с 01.01.2005г. – 1.11, с 01.01.2006г. - 1.09, с 01.01.2007г.- 1.08, с 01.01.2008г. – 1.105, с 01.01.2009г. – 1.13, с 01.01.2010г. — 1.10 и с 01.01.2011г. — 1.065 на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 03.03.2007г. № 143, от 21.03.2007г. №171, от 21.12.2007г. № 914, от 16.12.2009г. № 1024 и от 21.12.2010г. № 1079.
Поскольку суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем размере, Худошин А.Д. просит возместить убытки, причиненные несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Размер недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000г. по 31.12.2010г. с учетом инфляции и ранее выплаченных сумм составил 3209628 руб. 23 коп., полагает, что указанная денежная сумма подлежит взысканию единовременно с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ. Также Худошин А.Д. просит выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, начиная с 01.01.2011г. и пожизненно, в размере 44495 руб. 32 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Представитель истца Калашников В.А., действующий на основании доверенности, представил уточненный расчет, в соответствии с которым просил взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ в пользу Худошина А.Д. недополученную ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с учетом инфляции и ранее выплаченных сумм за период с 01.07.2000г. по 28.02.2011г. в размере 3373579 руб. 74 коп. единовременно; начиная с 01.03.2011г. и пожизненно - ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 47387 руб. 52 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. |
В судебном заседании представитель Калашников В.А. вновь уточнил требования и просил взыскать недополученную компенсацию с учетом инфляции за период с 01.07.00г. по 31.01.11г., в остальной части требования поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим изменению.
Положениями ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда здоровью и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально восполнимому и неисчислимому, подлежат, возможно, более полному по объему возмещению, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судом установлено, что Худошин А.Д. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 08 по 18 мая 1986г. В настоящее время Худошин А.Д. является инвалидом второй группы бессрочно с утратой профессиональной трудоспособности 80%. Причина инвалидности - увечье, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС. По состоянию на 01.07.2000г. ему назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 6217 руб. 17 коп. С этого времени ежемесячные денежные суммы в возмещение вреда здоровью не индексировались. Недополученная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков). Размер недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в период с 01.07.2000 г. по 31.01.2011 г. с учетом инфляции и ранее выплаченных сумм составил 3345823 руб. 94 коп.
Принимая решение об удовлетворении требований Худошина А.Д., суд исходил из того, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 6217 руб. 17 коп. должна быть проиндексирована с 1 июля 2000 г. и с 01 января 2001 г.с учетом увеличения минимального размера оплаты труда; с 01 января 2002 г., с 01 января 2003 г., с 01 января 2004 г. – исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Самарской области; с 01 января 2005 г. – исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год.
Кроме того, судом принят во внимание пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005г. № 7 и от 11 мая 2007г. № 23, согласно которому, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда о порядке индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью основанными на неправильном применении и толковании норм законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Федеральным законом РФ от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был установлен новый критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью для этой категории граждан РФ, согласно которому размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ вместо применявшегося ранее минимального размера оплаты труда.
Несмотря на то, что указанная норма вступила в действие с 15 февраля 2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 г.
Конституционный Суд РФ, признав в своем Постановлении № 11-П от 19 июня 2002 г. этот критерий не противоречащим Конституции РФ, вместе с тем указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что названные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть третья ст. 5 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001г.), и тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер. В связи с этим Конституционный суд установил, что до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции – исходя из прямого действия Конституции Российской Федерации и правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ в настоящем Постановлении, - при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решение о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской федерации.
Таким образом, в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. и Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. индексация сумм возмещения вреда здоровью чернобыльцев с 01 января 2002 г.должна осуществляться в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ.
Вместе с тем Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», вступившим в законную силу 29 мая 2004 г. был установлен новый критерий индексации – ежегодная индексация исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном Правительством РФ.
При этом согласно статье 3 данного закона, размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 № 3061-1) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции данного закона, индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.01г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 г.» и Федеральным законом от 24.12.2002г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 г.» в порядке, определяемом Правительством РФ. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством РФ.
Таким образом, Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ, устанавливая новый критерий индексации (исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, и ее периодичность – ежегодно), придал этому закону обратную силу, предусмотрев индексацию с применением этого критерия с 19.06.2002 г. и установив, что выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы должна быть произведена в течение 2005-2206 годов. На Правительство РФ возложена обязанность определить порядок и условия возврата недополученных сумм.
Принимая во внимание, что Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ не признан утратившим силу и не изменен, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора в феврале 2011 года суду следовало руководствоваться данным законом, а не утратившим силу положениями закона об индексации с применением индекса роста величины прожиточного минимума.
С учетом изложенного ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, назначенная истцу в размере 6217 рублей 17 коп, с июля 2000 года и с января 2001 года подлежала индексации в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда соответственно 1.581 и 1.515, с июня 2002 года и с января каждого последующего года – исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год: с июня 2002 г исходя из индекса 1.0192, с июля 2002 г. - 1.12, с января 2003 г. – 1.12, с января 2004г. – 1.1, с января 2005 г. -1.11, с января 2006 г. -1.09, с января 2007 г. – 1.08, с января 2008 г. – 1.105, с января 2009г. – 1.13, с января 2010 г. – 1.1, с января 2011 г. – 1.065. С учетом названных индексов подлежащая выплате истцу ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью составляет 41160 рублей 77 коп.
Недоплаченная ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период 01 июля 2000 г. по 31 января 2011г. составила 1656229 рублей 10 коп, по 28 февраля 2011 г. составила 1677743 рубля 33 коп., с учетом роста потребительских цен за период с 01 июля 2000 г. по 28 февраля 2011 г – 2717577 рублей 83 коп.
Учитывая, что все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела установлены, допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение Октябрьского районного суда г. Самара от 08 февраля 2011 года изменить.
Руководствуясь ст. ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 08 февраля 2011 года изменить.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ в пользу Худошина А.Д. за период с 01.07.2000г. по 28.02.2011г. недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 2717577 рублей 83 коп. единовременно.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ в пользу Худошина А.Д. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 01.03.2011г. и пожизненно в размере 41160 рублей 77 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна: судья