О признании незаконным отказа Росреестра Самарской области о внесении изменений в запись в ЕГРП



Судья: Саломатин А.А. Гр.д. № 33-4908

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2011г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Салдушкиной С.А.

Судей: Лазарева Н.А., Желтышевой А.И.

При секретаре: Самодуровой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 08 апреля 2011 г., которым постановлено:

«Заявление Иванова АА на действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области удовлетворить.

Признать отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 583 кв.м. незаконным.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 583 кв.м.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., возражения на жалобу Иванова А.А., представителя Иванова А.А. – Волковенко Н.А. по устному заявлению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иванов А.А.. обратился в суд с заявлением на действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП.

В обоснование своих требований заявитель указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 576,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> площадью 583 кв.м.

Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как учетный объект недвижимого имущества с присвоением ему кадастрового номера №, однако, в последующем было проведено межевание земельного участка, уточнены его границы и площадь и заявителю был выдан кадастровый паспорт земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь земельного участка была уточнена в соответствии с межеванием и составила 228,2 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю регистрирующим оранном отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП относительно площади земельного участка, в связи с тем, что площадь земельного участка уже установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании справки Комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на то, что возможность уточнения площади земельного участка предусмотрена законодательством, истец просил суд признать отказ Управления Росреестра в государственной регистрации изменений в ЕГРП, касающихся площади принадлежащего ему земельного участка, незаконным, обязать Управление Росреестра произвести государственную регистрацию внесения изменений в площадь земельного участка в ЕГРП.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда отменить, вынести новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела усматривается, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 576,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что ранее земельный участок поставлен на кадастровый учет как учетный объект недвижимого имущества с присвоением ему условного номера №, на земельный участок выдан кадастровый паспорт.

Согласно п.16 данного кадастрового паспорта площадь земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при межевании.

Судом установлено и подтверждается материалами кадастрового дела, что в результате проведения межевания уточнены границы и площадь спорного земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ заявителю выдан новый кадастровый паспорт, согласно которому площадь земельного участка уточнена, соответствует материалам межевания и составляет 583 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП относительно площади принадлежащего ему земельного участка.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Иванову А.А. отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП, касающихся площади спорного земельного участка, в связи с тем, что площадь земельного участка уже установлена на основании справки Комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой местоположение границ земельного участка площадью 576,8 кв.м., предоставленного ранее ФИО1 (прежнему собственнику), было установлено по ранее действующему порядку, площадь земельного участка ранее была уточнена.

В п. 1 ст. 45 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221 указано, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008 г.) или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно п. 4 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним», если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточ­ненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государст­венный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при вне­сении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимо­сти» этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998г. № 219), лист записи об изменениях используется для внесения в Еди­ный государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существен­ного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведе­ниям относятся, в частности, уточнение площади объекта недвижимого имущества, адреса, и т.п.

Пунктом 68 Правил предусмотрено, что в графу "Содержание изменений" вносятся сведения о произведенных изменениях. В графе "Документы-основания" указываются реквизиты документов, послуживших основанием для внесения изменений.

На основании ч.3 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастровом учете», кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения гра­ниц земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Суд обоснованно указал, что изменение площади земельного участка Иванова А.А. произошло в результате уточнения описания границ земельного участка, которые до проведения межевания земель­ного участка являлись примерными.

Данное обстоятельство подтверждается отзывом ФГУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и пояснительной запиской ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, проводившего межевание земельного участка заявителя, согласно которым изменение площадей земельного участка произошло в связи с уточнением границы и площади земельного участка с использованием соответствующих требованиям закона средств измерения на местности.

Суд пришел к правильному выводу о том, что содержащиеся в кадастре недвижимости сведения о земельном участке заявителя площадью 576,8 кв.м., не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре недвижимости требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, что является основанием для осуществления кадастрового учета в связи с изменением площади земельного участка.

При этом суд обоснованно указал, что границы уточненного земельного участка определены на местности в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласованы со смежными землепользователями, споры о данных границах между собственником и третьими лицами отсутствует.

Кроме того, уточненная площадь земельного участка – 583 кв.м. не превышает площади земельного участка – 600 кв.м., первоначально представленного в собственность.

При таких обстоятельствах, суд, проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую оценку, обоснованно удовлетворил заявление Иванова А.А., так как отказ Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ не основан на законе и нарушает права и интересы заявителя.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

Довод кассационной жалобы представителя Управления Росреестра по Самарской области о том, что уточнение границ земельного участка произошло за счет земельного участка, который является местом общего пользования, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств в подтверждение указанного довода кассатором не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда от 08 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: