О защите прав потребителей



Судья: Сивохин Д.А. №33-5283

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 мая 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Книстяпиной Н.А.

Судей Лазарева Н.А., Пискуновой М.В.

При секретаре Мучкаевой Н.П.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ЗАО «ПТС-Сервис» на решение Самарского районного суда г. Самары от 09 марта 2011 года, которым постановлено: « Исковые требования Каткасова В.В. к ЗАО «ПТС-Сервис» удовлетворить частично.

Договор б/н управления многоквартирным домом № по <адрес>, заключенный 10 января 2008 года на срок до 01 февраля 2011 между ЗАО «ПТС-Сервис» (Управляющая компания) в лице генерального директора ФИО1 с одной стороны и Каткасова В.В. (Собственника жилого помещения) с другой стороны считать продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были им предусмотрены. В дальнейшем изменение и (или) расторжение договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» предоставить Каткасову В.В. в течение 5 (пяти) рабочих дней отчеты по выполнению договора б/н управления многоквартирным домом № по <адрес> от 10 января 2008 года за 2008, 2009 и 2010 годы.

Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» в течение месяца после окончания отопительного сезона провести работы, относящиеся к текущему ремонту теплообменника, находящегося в тепловом узле в подвале жилого дома <адрес>.

Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» в течение месяца после вступления решения в законную силу провести работы, относящиеся к текущему ремонту электрической проводки жилого дома <адрес>, за исключением электрической проводки, установленной внутри квартир дома.

Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в пользу Каткасова В.В. 1200 руб., в том числе: 1000 руб. - расходы на оказание юридических услуг; 200 руб. - возврат государственной пошлины.

Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину 4000 руб. за удовлетворение требований неимущественного характера.

Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в доход бюджета городского округа Самара штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя 700 руб.

В остальной части иска Каткасову В.В. отказать.

Каткасову В.В. в иске к администрации Самарского района г.о. Самара отказать» и дополнительное решение того же суда от 18 марта 2011 года, которым постановлено: « Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в пользу Каткасова В.В. компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.

Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину 3800 рублей».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя ЗАО «ПТС-Сервис» - Двиняниновой И.В. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу Каткасова В.В., представителя администрации Самарского района г.о. Самары – Черапкиной Е.И., судебного пристава-исполнителя ОСП Самарского района – Селиванова В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Каткасов В.В. обратился в суд с иском к ЗАО «ПТС-Сервис» и администрации Самарского района г.о. Самара о защите прав потребителей, в котором просил:

- признать договор управления многоквартирным домом <адрес> заключенным им с ЗАО «ПТС-Сервис» продленным на тот же срок и на тех же условиях с 01 февраля 2011 года;

- признать в соответствии с ч.4 ст. 162 ЖК РФ договоры управления домом заключенные ЗАО «ПТС-Сервис» с собственниками жилых помещений;

- обязать ЗАО «ПТС-Сервис» предоставить ему отчеты о выполнении договора за 2008 по 2010 годы и выполнить решение собственников жилых помещений от 14 ноября 2010 года по установке теплообменника и ремонта электропроводки;

- взыскать с ответчика государственную пошлину 200 руб., уплаченную им при подаче иска.

В обоснование иска указал, что он является собственником квартиры <адрес>, управление которым на основании вышеуказанного договора осуществляет ЗАО «ПТС-Сервис».

24 января 2011 года по почте ему пришла квитанция по оплате за коммунальные услуги за январь 2011 года, в которой управляющей организацией указана ООО «А***». Он, как и другие собственники жилых помещений дома не выбирал ООО «А***» управляющей компанией. ЗАО «ПТС-Сервис» не уведомляла его о невозможности исполнения своих обязательств по договору и о его расторжении. Условиями договора с ЗАО «ПТС-Сервис» предусмотрена определенная процедура расторжения договора в одностороннем порядке, которая ЗАО «ПТС-Сервис» не соблюдена.

Считает, что договор является продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были им предусмотрены.

Кроме того, ЗАО «ПТС-Сервис» до настоящего времени не исполнила решение собственников жилых помещений принятое на общем собрании 14 ноября 2010 года об установке теплообменника в тепловом узле и ремонте электропроводки в доме, и не представило отчетов о выполнении договора за 2008-2009 годы.

Ссылаясь на то, что своими действиями ЗАО «ПТС-Сервис» нарушает его права и законные интересы, истец и обратился в суд с данными требованиями.

Просил также взыскать с ответчиков расходы в размере 10000 руб., понесенных им в связи с оказанием ему юридической помощи и компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Определением суда от 22 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «А***» и департамент управления имуществом г.о. Самара.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе ЗАО «ПТС-Сервис» просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем три года.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Судом установлено, что Каткасову В.В. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 80.40 кв.м., расположенная <адрес>.

10 января 2008 года между ЗАО «ПТС-Сервис» (Управляющая организация) в лице генерального директора ФИО1 с одной стороны и Каткасовым В.В. с другой стороны (Собственник) был заключен договор управления многоквартирным домом <адрес> (л.д. 6-11) (далее Договор).

Целью данного Договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме <адрес>, а также предоставления коммунальных услуг собственникам помещений и гражданам, проживающим в многоквартирном доме /пункт 2.1/.

Срок действия Договора определен его сторонами в 3 года. Вступление в действие определено 01 февраля 2008 года /пункт 10.1/.

Установлено, что уведомлений о прекращении Договора по окончании срока его действия ни одна из его сторон не направляла, в связи с чем, суд правильно указал, что в силу части 6 статьи 162 ЖК РФ Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены его условиями.

Из пояснений представителя ЗАО «ПТС-Сервси» усматривается, что Договор закончил свое действие, но Управляющей организацией по обслуживанию дома осталось ЗАО «ПТС-Сервис». Новый договор на обслуживание дома до настоящего времени не заключен и ему не известно когда ЗАО «ПТС-Сервис» планирует это сделать.

Из показаний свидетеля ФИО2, проживающей в доме <адрес> следует, что на дверях подъезда висит объявление, что дом обслуживает ЗАО «ПТС-Секрвис», дом находится в аварийном состоянии, его подвал заполнился водой из канализации.

Согласно пункта 2.2 Договора, Управляющая организация по заданию Собственника в соответствии с приложениями к Договору, и в соответствии с условиями проведенного конкурса в течение согласованного срока, за плату, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить предоставление коммунальных услуг Собственнику (а также членам семьи Собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений). Вопросы капитального ремонта в многоквартирных домах (пункт 4.19), регулируется отдельным договором.

По условиям договора/пункт 3.1/ Управляющая организация обязана:

/3.1.1/ осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями Договора, проведенного конкурса, действующего законодательства с наибольшей выгодой в интересах Собственника в соответствии с целями, указанными в пункте 2.1 Договора;

/3.1.2/ оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с условиями проведенного конкурса и Приложениями №2 к Договору;

/3.1.3/ обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе:

а) холодное водоснабжение;

б) горячее водоснабжение;

в) водоотведение;

г) электроснабжение;

д) газоснабжение;

е) отопление;

/3.1.9/ рассматривать заявления и предложения Собственника, вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в нем недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков и направлять ответы в письменном виде в установленные законодательством сроки;

/3.1.22/ направлять Собственнику при необходимости предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

/3.1.24/ представлять Собственнику отчет о выполнении Договора за истекший календарный год за 15 дней до окончания каждого года действия Договора, указывая в отчете соответствующего перечня, количества и качества услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечню и размеру платы, указанным в Договоре, количество предложений, заявлений и жалоб собственников и принятых мерах по устранению в них недостатков в установленные сроки;

Управляющая компания вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по Договору /пункт 3.2.1/ и в установленном порядке привлекать для выполнения работ и (или) оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме третьих лиц /пункт 3.2.2 Договора/.

Собственник в свою очередь имеет право требовать от Управляющей организации ежегодного предоставления отчета о выполнении Договора в соответствии с его пунктом 3.1.24.

Согласно п. 5.1 за неисполнение или ненадлежащее исполнение Договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и Договором.

Установлено, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> было приняты решения об установлении теплообменника в котельной расположенной под зданием культурного центра ГУВД Самарской области и о замене электрооборудования и электропроводки в доме за счет средств накопленных на текущий ремонт. Работы по закупке и установке необходимого оборудования решено поручить ООО «К***», а Управляющей организации ЗАО «ПТС-Серовис» осуществить все необходимые действия (заключить договоры, перечислить денежные средства) для начала работ ООО «К***» по установке и запуску в эксплуатацию теплообменника.

О принятом на собрании решении ЗАО «ПТС-Сервис» было извещено 16 ноября 2010 года, но обращение в нарушение требований пункта 3.1.9 до настоящего времени не рассмотрело и ответа не дано.

Из Перечня обязательных работ по содержанию и ремонту общего имущества /Приложения №2 к Договору/ следует, что к текущему ремонту водопровода, электроснабжения и электротехнических устройств относится установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей отдельных элементов внутренних систем водопроводов, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях общедомового оборудования, установка, замена и восстановление работоспособности и электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.

Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, закреплен в приложении N 7 (рекомендуемом) к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, перечень работ, составляющих капитальный ремонт жилья, указан в приложении N 8 к тому же нормативно-правовому акту.

Из анализа договора, приложения №2 к нему, приложений N 7 и 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 суд пришел к правильному выводу о том, что ЗАО «ПТС-Сервис» обязано провести работы, относящиеся к текущему ремонту теплообменника, находящегося в тепловом узле в подвале жилого дома <адрес> и электрической проводки указанного жилого дома, за исключением электрической проводки, установленной внутри квартир дома.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащее исполнение своих обязанностей по предупреждению нарушений качества и безопасности предоставляемых услуг, своевременному ремонту, привело к нарушению прав истца, как потребителя, а потому обоснованно удовлетворил требования истца, обязал ЗАО «ПТС-Сервис» предоставить истцу отчеты о выполнении договора за 2008/2010г.г. и выполнить решение собственников жилых помещений от 14.11.2010г.

Обоснованно, в соответствии с требованиями ст. 13 п.6, ст. 15 Закона « О защите прав потребителей», суд взыскал с ответчика ЗАО «ПТС-Сервис» штраф в федеральный бюджет и компенсацию морального вреда в пользу истца, а в соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ понесенные Каткасовым В.В. расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителя.

Исходя из требований ст. 103 ГПК РФ суд правильно указал, что с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Однако, судебная коллегия полагает, что в силу требований ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ЗАО «ПТС-Сервис» составляет всего 3800 руб.( за минусом взысканной с ответчика в пользу истца в возврат уплаченной госпошлины 200 руб.), тогда как суд определил к взысканию с ответчика государственной пошлины 4000 руб., а также в дополнительном решении указал о взыскании 3800 руб., исходя из неимущественных требований, всего 7800 рублей.

В связи с изложенным решение в этой части подлежит уточнению.

Доводы ЗАО «ПТС-Сервис» в жалобе о том, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что договор управления по дому продлен на тот же срок и на тех же условиях, поскольку срок действия договора истек, конкурс по отбору организации для управления домом органом местного самоуправления проведен не был, что управляющая организация вправе заключить договор в том случае, если она победила в конкурсе по отбору организации для управления многоквартирным домом и согласно Письма Минрегиона РФ от 26.03.2007г. №5280-СК/07 договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, не подлежит продлению на основании ч.6 ст. 162 ЖК РФ, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда.

Как указано выше, стороны Договора не извещали друг друга о невозможности исполнения своих обязательств в установленных договором и законом срок, в связи с этим и в силу ч.6 ст. 162 ЖК РФ Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

К тому же, Письмо Минрегиона РФ от 26.03.2007г. не может применяться в качестве толкования Жилищного кодекса РФ.

Ссылка в жалобе на то, что ЗАО «ПТС-Сервис» является ненадлежащим ответчиком, несостоятельна, поскольку исполнителем услуг в данном случае и надлежащим ответчиком по делу является ЗАО « ПТС-Сервис», поскольку Договор на техническое обслуживание дома заключен истцом с ЗАО «ПТС-Сервис». Обязанность по содержанию и ремонту жилого дома, обеспечению работы инженерного оборудования, поставка услуг надлежащего качества, возложена законом и Договором на ЗАО «ПТС-Сервис».

Ссылка в жалобе на отсутствие у ЗАО «ПТС-Сервис» денежных средств на счете дома по статье «Текущий ремонт», ничем не подтверждена.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Самарского районного суда г. Самары от 09 марта 2011 года и дополнительное решение того же суда от 18 марта 2011 года по существу оставить без изменения, уточнив резолютивную часть указанием о взыскании с ЗАО «ПТС-Сервис» государственной пошлины в доход государства всего в размере 3800 рублей.

Кассационную жалобу ЗАО «ПТС-Сервис» оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: