Судья: Саломатин А.А. Гр.д. № 33-5146
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2011г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Шуковой Н.М.
Судей: Салдушкиной С.А., Сказочкина В.Н.
При секретаре: Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Лавровой М.А. – Кузнецова А.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 07 апреля 2011 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Лавровой МА к Военному комиссариату Самарской области о признании права на возмещение имущественных потерь, связанных со смертью кормильца, обязывании совершения действий и взыскании суммы отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., объяснения представителя Лавровой М.А. – Кузнецова А.В. (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителей Военкомата Самарской области – Куляпина Е.В., Сачковой Е.В., заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврова М.А. обратилась в суд с иском к Военкомату Самарской о признании права на возмещение имущественных потерь, связанных со смертью кормильца, назначении пожизненной денежной выплаты и взыскании задолженности по выплатам в восполнение имущественных потерь.
В обоснование иска указала, что она является вдовой майора в отставке Вооруженных Сил России ФИО1, ветерана подразделения особого риска, инвалида 1 группы по общему заболеванию, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие увечья, полученного при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.
Медико-социальной экспертной комиссией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ установлено, что увечье, приведшее к инвалидности ФИО1, связано с исполнением им служебных обязанностей при непосредственном участии в действиях подразделений особо риска. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что причина смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.
Истица полагала, что указанное обстоятельство должно определяться как страховой случай, предполагающий страховое обеспечение нетрудоспособных членов семьи военнослужащих, состоящих на его иждивении, при этом обязанности страховщика возложены на Российскую Федерацию.
Также истица указала, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.10.2010г. № 18-П и Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» установлено право истицы на восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, в связи с чем истица имеет право на получение страховой выплаты.
Ссылаясь на то, что указанная страховая выплата ответчиком не назначалась и не выплачивалась незаконно, истица просила суд обязать ответчика признать право истицы на восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца; обязать ответчика за счет средств казны Российской Федерации назначить ей пожизненно с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца в сумме 16 662,85 рублей, включить истицу в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, в дальнейшем указанную денежную выплату индексировать в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать единовременно с ответчика за счет средств казны в ее пользу образовавшуюся задолженность по ежемесячным выплатам в восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области в сумме 1 283 035,10 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Лавровой М.А. – Кузнецов А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.1 Постановления РФ от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», в редакции, действовавшей до 22 августа 2004 года, действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
Согласно пп. а п.1 Постановления к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил СССР непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.
В соответствии с п.2 Постановления семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, предоставляются льготы и компенсации, установленные пунктами 4, 12 - 15, 19 - 23 статьи 14, частью второй статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пунктом 25 ст.14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ предусмотрено, что указанным в п. 1, 2 базового Закона гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей.
Членам семьи граждан из подразделений особого риска были установлены льготы и компенсации в том объеме, как об этом указано в Постановлении ВС РФ от 27.12.1991 года № 2123-1, в том числе и право на пенсию по случаю потери кормильца, которую получает истица.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 28.11.2007года, вступившими в законную силу, установлено, что истица не имела право на получение компенсации за вред здоровью умершего мужа, являвшегося участником подразделений особого риска на основании закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Суд обоснованно не принял во внимание доводы истицы о том, что у нее имеются права на получение указанного возмещения на основании Закона № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», поскольку данные доводы не основаны на законе.
Так, Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определен правовой статус военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей.
В пункте 1 статьи 18 определяется, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование страховых правоотношений военнослужащих осуществляется специальным нормативно-правовым актом - Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
Указанный Федеральный закон определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.03.1998 года №52-ФЗ определен порядок организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
В пункте 1 статьи 2 определяется, что страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования.
Статья 4 определяет страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи), которыми являются:
-гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
-установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
-получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
- досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Суд пришел к правильному выводу о том, что ссылка истицы на Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несостоятельна, поскольку данным законом установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Пунктом 1 ст.5 ФЗ от 24.07.98г. №125-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Суд обоснованно указал, что данный Федеральный закон не распространяет свое действие на военнослужащих, поскольку правовое регулирование страхования военнослужащих определено специальным нормативно-правовым актом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО1. умер ДД.ММ.ГГГГ, будучи пенсионером МО РФ, а не действующим военнослужащим, суд пришел к правильному выводу о том, что к спорным правоотношениям не применяются нормы Закона № 125-ФЗ, а также положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы представителя истицы о применении к спорным правоотношениям норм, содержащихся в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», поскольку данный нормативно-правовой акт по своему содержанию повторяет положения Закона РФ № 125-ФЗ, кроме того, утратил силу в связи с принятием Федерального Закона № 90-ФЗ от 30.06.2006г.
Также обоснованно не принята судом во внимание ссылка представителя истца на положения ФЗ «О статусе военнослужащих», а также на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2010г. № 18-П, поскольку супруг истицы умер не при исполнении обязанностей военной службы, будучи пенсионером Министерства обороны РФ, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что нормы указанного закона свое действие на спорные правоотношения не распространяют, вопрос о пенсионном обеспечении истицы подлежит правовому регулированию Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также Законом «О пенсионном обеспечении военнослужащих».
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за истицей права на возмещение имущественных потерь, связанных со смертью кормильца, возложения на ответчика обязанности признать за истицей право на восполнение имущественных потерь и взыскании с ответчика суммы задолженности по ежемесячным выплатам, и обоснованно отказал в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 07 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Лавровой М.А. – Кузнецова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи