Судья: Тароян Р.В. Касс. гр./дело: 33 - 5101 Кассационное определение
24 мая 2011 г.
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Акининой О.А.,
судей Калиниковой О.А., Ефремовой Л.Н.,
при секретере Мучкаевой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Старкова П.И. на решение Кировского районного суда г. Самары от 11 апреля 2011г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Старкова П.И. к Федеральной таможенной службе Приволжского Таможенного Управления Самарская Таможня об изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, перерасчете денежного содержания на день увольнения, перерасчете выслуги лет для назначения пенсионного обеспечения и компенсации морального вреда - отказать.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Старкова П.И. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения Ергашева А.Х., Юртаева В.П.(представителей Федеральной таможенной службы Приволжского Таможенного Управления Самарская Таможня),
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец - Старков П.И. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе Приволжского Таможенного Управления Самарская Таможня об изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, перерасчете денежного содержания на день увольнения, перерасчете выслуги лет для назначения пенсионного обеспечения и компенсации морального вреда,
При этом, истец утверждал, что он проходил службу в таможенных органах в должности <данные изъяты> и оперативно-дежурной службы таможенного поста <адрес>
Приказом №-к Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, он был уволен с ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах, с должности <данные изъяты> и оперативно-дежурной службы таможенного поста <адрес> в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по достижении предельного возраста).
По утверждениям истца, его увольнение незаконно, так как в нарушение абз.6 ст.81 Трудового кодекса, он был уволен в период временной нетрудоспособности (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается прилагаемыми копиями справок МУЗ Городская поликлиника №.
В нарушении порядка, предусмотренного ст.84.1 ТК РФ, трудовая книжка истцу была выдана после дня увольнения; с приказом об увольнении истец также был ознакомлен позже дня увольнения.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в дополнительном отпуске за ДД.ММ.ГГГГ календарный год, а с ДД.ММ.ГГГГ наступила временная нетрудоспособность, о чем истец своевременно поставил в известность оперативно-дежурную службу и отдел кадров в лице ФИО8, однако отпуск истца в связи с временной нетрудоспособностью продлен не был
По мнению истца, не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период временной нетрудоспособности, однако ему оплатили лишь по день увольнения, отказав выплатить за период после увольнения.
Премия за ДД.ММ.ГГГГ была выплачена только в ДД.ММ.ГГГГ, а не в момент увольнения.
Неправомерными действиями работодателя ему(истцу) причинён моральный вред, который им оценивается в 150 тысяч руб.
Истец первоначально просил суд изменить дату увольнения на ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика заработную оплату за время вынужденного прогула, произвести перерасчёт денежного содержания (квартальной премии и премии по итогам года) на день увольнения (на ДД.ММ.ГГГГ), произвести перерасчёт выслуги лет для назначения пенсионного обеспечения, взыскать с ответчика в счёт компенсации морального вреда в сумме 150 000 руб.
Истец Старков П.И., дополнив исковые требования, просил суд изменить дату увольнения на ДД.ММ.ГГГГ(с учетом нахождения истца на больничном и с учетом одного дня неиспользованного отпуска - ДД.ММ.ГГГГ), взыскать с ответчика заработную оплату за время вынужденного прогула, произвести перерасчет денежного содержания, а именно: выплат, причитающихся истцу при увольнении (квартальные премии и премии по итогам года) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчёт выслуги лет для назначения пенсионного обеспечения, взыскать с ответчика в счёт компенсации морального вреда 150 000 рублей.
Представители ответчика - Федеральной таможенной службе Приволжского Таможенного Управления Самарская Таможня иск не признали.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Старковым П.И. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правомерно признал, что при разрешении настоящего гражданского дела подлежит применению законодательство, регулирующее службу в таможенных органах, а именно: Федеральный закон № 114 -ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ в данном случае подлежит применению в той части, в которой не урегулировано законодательством о прохождении службы в таможенных органах, так как в отношении сотрудников таможенных органов применяются нормы трудового законодательства с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц, что подтверждается нижеприведенными нормами законодательства.
Так, в соответствии со ст. 1, ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Порядок поступления на службу в таможенные органы, ее прохождения, а также прекращения службы в таможенных органах регламентируется главами II, IV и VI Закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» соответственно.
Законом № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» закреплен статус сотрудника таможенных органов, его права и обязанности, материальные и социальные гарантии.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, если это установлено федеральным законом.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы: члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера: другие лица, если это установлено федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по собственному желанию до истечения срока контракта.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров о расторжении по инициативе работника трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцу Старкову П.И. (ДД.ММ.ГГГГгода рождения) исполнилось 50 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволен со службы в таможенных органах.
Так, приказом №-к Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, истец Старков П.И. ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в таможенных органах, с должности <данные изъяты> и оперативно-дежурной службы таможенного <адрес> в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по достижении предельного возраста).
Основания для издания указанного приказа: личное заявление П.И. Старкова, расчет выслуги лет от ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ истец является пенсионером, так как на основании заявления истца, ему с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия; выслуга лет в таможенных органах для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет 08 месяцев 04 дня.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в дополнительном отпуске, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Старкову П.И. направлено уведомление о необходимости явиться в Самарскую таможню для получения трудовой книжки, а в случае невозможности прибытия лично - необходимости письменного согласия Старкова П.И. на отправку трудовой книжки по почте.
Данное уведомление получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой в почтовом уведомлении о вручении заказной корреспонденции.
Суд правильно признал, что со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ должностные лица Самарской таможни лично прибыли к Старкову П.И. по месту его проживания для вручения ему трудовой книжки и приказа об увольнении, однако Старков П.И. отказался от ознакомления с приказом об увольнении под роспись и от получения трудовой книжки. Инспектором отдела кадров Самарской таможни истцу устно было объявлено содержание приказа о его увольнении (приказ Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-к), а также о необходимости явиться в таможенный орган за трудовой книжкой либо дать письменное согласие на пересылку трудовой книжки почтой.
По факту отказа Старкова П.И. в получении трудовой книжки и ознакомления с приказом об увольнении составлен соответствующий Акт от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен с соблюдением требований закона (л.д. 21).
Старков П.И. мотивировал свой отказ от получения трудовой книжки и в ознакомлении с приказом об увольнении отсутствием необходимости, и сообщил, что по выздоровлению он прибудет в Самарскую таможню для получения трудовой книжки и ознакомлением с приказом.
Исковые требования истца связаны с изменением даты увольнения на ДД.ММ.ГГГГ
Суд первой инстанции правомерно отказал в иске Старкову П.И. по основанию пропуска истцом месячного срока, предоставленного законом для предъявления исковых требований в суд о защите нарушенных прав.
Месячный срок для обращения Старкова П.И. в суд начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ (со следующего дня, когда истец узнал об увольнении) и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, на что указывает и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17 марта 2004г.
ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление направлено Старковым П.И. по почте в суд, то есть с пропуском месячного срока, и при этом им не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
ДД.ММ.ГГГГ Старков П.И. прибыл в Самарскую таможню и получил трудовую книжку.
Так как о нарушенном праве истец узнал ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, не обоснованны доводы истца о том, что исчисление срока исковой давности начинается после ДД.ММ.ГГГГ,
Суд первой инстанции правомерно отказал в иске Старкову П.И. также по существу требований, как необоснованных и не основанных на законе, поскольку ДД.ММ.ГГГГ сам Старков П.И. подал заявление об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 2 п. 2 ст. 48 Закона, по достижении предельного возраста, установленного ст. 49 ФЗ от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»(л.д. 43).
Отказывая по существу в иске, суд правильно исходил из следующего.
На основании ст. 196 ГПК РФ, суд рассмотрел иск Старкова П.И. в рамках заявленных требований.
Звание истца - капитан таможенной службы.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 49 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», сотрудники таможенных органов в звании капитана таможенной службы могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста 50 лет.
Истец служил в таможенных органах на основании заключенных контрактов.
На момент увольнения, истцу на ДД.ММ.ГГГГ засчитан стаж службы в таможенных органах(выслуга лет) в течение 20 лет 08 мес. 04 дня, что в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 дает ему право на получение пенсии.
Так, статьёй 50 Закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей, т.е. законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
На момент увольнения истца из таможенных органов, ему выплачены все платежи, причитающиеся по закону сотрудникам таможенной службы, кроме премии за 4 квартал 2010г.
Премия за ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачена после увольнения в ДД.ММ.ГГГГ., как и всем сотрудникам Самарской таможни из-за финансирования Самарской таможни в таком порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1,
пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, при поступлении их военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
У истца с ДД.ММ.ГГГГ (в период дополнительного отпуска) была временная нетрудоспособность, что подтверждается соответствующими справками.
Период временной нетрудоспособности у таможенных работников оформляется справками, которые подтверждают уважительность отсутствия сотрудника на работе. Период временной нетрудоспособности действующим таможенным сотрудникам оплачивается в виде денежного содержания из федерального бюджета, а не из Фонда социального страхования.
Поскольку истец состоял на службе по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истцу период временной нетрудоспособности оплачен ответчиком из федерального бюджета по ДД.ММ.ГГГГ(по день увольнения) как действующему таможенному сотруднику.
Истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия на основании его заявления об этом.
По утверждениям истца, ему полагается выплата денежного содержания за весь период временной нетрудоспособности, в том числе и после увольнения.
Однако суд правильно признал, что Старков П.И. не может одновременно получать пенсию за выслугу лет и состоять на службе в таможенных органах(получая содержание, как действующий сотрудник), поскольку это будет являться прямым нарушением закона.
Истец ранее служил в Тольяттинской таможне, которая ДД.ММ.ГГГГ реорганизован путем присоединения к Самарской таможне на основании приказа Федеральной таможенной службы(ФТС) России от 03.09.2008г. №1084 «О реорганизации Самарской и Тольяттинской таможен».
ДД.ММ.ГГГГ Тольяттинской таможней был заключен контракт с капитаном таможенной службы Старковым П.И. (ДД.ММ.ГГГГг.р.) до достижения предельного 50-летнего возраста пребывания на службе, так как в силу п.п. 1 п. 1 ст. 49 ФЗ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», сотрудники таможенных органов в звании капитана таможенной службы могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста 50 лет.
Указанный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, как исключительный случай, был заключен примерно на 8 месяцев, поскольку на основании п. 1 ст. 10 ФЗ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований Закона.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Тольяттинской таможни на основании п. 3 ст.49 ФЗ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» было направлено представление на Старкова П.И. к продлению срока пребывания на службе сверх предельного возраста и заключение контракта о службе в таможенных органах на срок 3 года.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ФЗ № 114-ФЗ, срок пребывания на службе в таможенных органах сотрудников таможенных органов, достигших предельного возраста, установленного п. 1 ст. 49 ФЗ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (50 лет), может быть продлен руководителем Федеральной таможенной службы в каждом конкретном случае до пяти лет.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Федеральной таможенной службы №-К на основании п. 3 ст. 49 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», капитану таможенной службы Старкову П.И. до ДД.ММ.ГГГГ был продлён срок пребывания на службе в таможенных органах РФ сверх предельного возраста, установленного п. 1 ст. 49 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».
Таким образом, пунктом 1 приказа ФТС России №-К от ДД.ММ.ГГГГ, срок пребывания на службе в таможенных органах капитану таможенной службы Старкову П.И. был продлён на 3 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На основании п. 2 приказа ФТС России №-К от ДД.ММ.ГГГГ, начальником Тольяттинской таможни было принято решение заключить со Старковым П.И. контракт о службе в таможенном органе.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Федеральной таможенной службы (ФТС) России от 03.09.2008г. №1084 «О реорганизации Самарской и Тольяттинской таможен», состоялась реорганизация Самарской и Тольяттинской таможен в форме присоединения Тольяттинской таможни к Самарской таможне, в связи с чем, прошли организационно-штатные мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Самарской таможни №-к «О приступивших к обязанностям сотрудниках Самарской таможни» и контракта №к/08, капитан таможенной службы Старков П.И. приступил к исполнению должностных обязанностей <данные изъяты> и оперативно-дежурной службы таможенного поста <адрес>. Указанный контракт был заключён сроком на 1 год до ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание то обстоятельство, что предельный срок пребывания на службе в таможенных органах Старкова П.И. был определён приказом ФТС России №-К от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, а соблюдение п. 1 ст. 10 Закона требует заключать контракт с сотрудником на строго фиксированный период времени (один год, три года, пять или десять лет), то заключение контракта о службе в таможенных органах со Старковым П.И. с ДД.ММ.ГГГГ на срок службы свыше одного года запрещён п. 1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».
Таким образом, Самарской таможней контракт №к/08 со Старковым П.И. был заключён на один год, с даты присоединения Тольяттинской таможни к Самарской таможне, то есть - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).
ДД.ММ.ГГГГ по аналогичным основаниям в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», был заключён контракт о службе в таможенных органах РФ № к/09 между Самарской таможней и капитаном таможенной службы Старковым П.И. на новый срок службы в таможенном органе на период 1 год - с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).
Поскольку истекал срок контракта, ответчиком истцу было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - по окончании срока службы, предусмотренного контрактом (л.д. 98).
Данное уведомление содержит основание увольнения истца в соответствии с которым он подлежал увольнению со службы в таможенных органах, которое было избрано Самарской таможней пп. 4 п. ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Именно по данному основанию таможенный орган намеревался прекратить контракт со Старковым П.И.
Однако п.2 статьи 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» закреплены иные основания, по которым может быть уволен сотрудник со службы в таможенных органах, в том числе: по достижению предельного возраста, установленного статьей 49 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (подпункт 2 п. 2 статьи); по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (подпункт 3 п. 2 статьи).
Все названные основания в равной степени могли явиться основанием для прекращения службы Старковым П.И. на дату истечения срока контракта № к/09 от ДД.ММ.ГГГГ, так как Старков П.И. на дату ДД.ММ.ГГГГ уже достиг 50-летнего возраста, в звании капитана таможенной службы, что согласно п.п. 1 п. 1 ст. 49 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», является предельным возрастом прохождения службы в таможенных органах РФ.
Таким образом, судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ имелось три основания, предусмотренных п. 2 ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» для увольнения со службы из таможенных органов Старкова П.И. При этом размер начисляемой пенсии увольняемого сотрудника непосредственно зависит от основания его увольнения со службы.
Должностными лицами отдела кадров Самарской таможни истцу было разъяснено о том, какую величину составит его пенсия в случае его увольнения по п.п. 2, п.п. 3 или п.п. 4. ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ Старков П.И. подал заявление на имя начальника Самарской таможни о заключении контракта на новый срок - на 1 год (л.д. 45).
ДД.ММ.ГГГГ Старков П.И. был ознакомлен с принятым решением об отказе в заключении контракта на новый срок, в связи с предельным возрастом пребывания на службе и наличии выслуги лет, дающей право на пенсию.
ДД.ММ.ГГГГ Старковым П.И. добровольно подано заявление на имя и.о. начальника Самарской таможни об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 3 п. 2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ Старков П.И. был уведомлен Самарской таможней об окончании ДД.ММ.ГГГГ срока действия контракта о службе в таможенных органах РФ и увольнении с ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах РФ в соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (л.д. 38).
ДД.ММ.ГГГГ Старковым П.И. было подано заявление об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 2 п. 2 ст. 48 Закона, по достижении предельного возраста, установленного ст. 49 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»(л.д. 43).
ДД.ММ.ГГГГ Старковым П.И. было подано заявление о предоставлении ему дополнительного отпуска (л.д. 102).
ДД.ММ.ГГГГ Старкову П.И. на основании приказа Самарской таможни №-км от ДД.ММ.ГГГГ, был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 29 календарных дней по ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д. 101).
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Старкова П.И. от ДД.ММ.ГГГГ и приказа Самарской таможни №-к от ДД.ММ.ГГГГ, Старков П.И. уволен со службы в таможенных органах РФ, в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», о чем он и просил в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43, 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием ДД.ММ.ГГГГ срока пребывания Старкова П.И., на службе в таможенных органах и запретом заключать контракт о службе в таможенных органах на срок службы менее одного года (содержащимся в п. 1 ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ») новый контракт между Самарской таможней и Старковым П.И. заключён не был.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона и Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ (утвержденного приказом ФТС России от 01.12.2008 №1504, зарегистрированного в Минюсте РФ 24.03.2009 за №13587) поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Согласно п. 8 указанного Положения …, контракт заключается в письменной форме между гражданином (сотрудником) и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований Закона и Положения. В соответствии с п. 10 Положения, контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется Сторонами и закрепляется в контракте. На основании п. 21 Положения, решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учётом представления не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта. Согласно п. 22 Положения, при назначении сотрудника на должность издаётся приказ таможенного органа и подписывается контракт.
Служба в таможенных органах осуществляется только на основании контракта, заключаемого на определенный срок. Истечение срока контракта является безусловным основанием к увольнению сотрудника со службы в таможенных органах и заключение контракта на новый срок возможно лишь при наличии на то волеизъявления обеих сторон, чего в данном случае не было, поскольку ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец собственноручно написал и подал в Самарскую таможню два заявления об увольнении.
Так, увольнение истца со службы в таможенных органах РФ произошло по инициативе самого сотрудника - Старкова П.И., о чем свидетельствуют написанные им собственноручно и поданные в Самарскую таможню два заявления об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
На основании абз. 2 п. 3 ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения сотрудника в отпуске или в период болезни.
Доводы истца в той части, что ответчиком при его увольнении со службы в таможенных органах РФ, нарушены требования абз. 2 п. 3 ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», суд обоснованно не принял во внимание, так как увольнение истца со службы произошло не по инициативе таможенного органа, а по инициативе самого истца.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается одна пенсия по их выбору.
Старков П.И. имел право на получение пенсии в случае увольнения по трем основаниям, предусмотренных либо п.п.2, либо п.п. 3, либо п.п. 4 п. 2 ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», однако истец выбрал основание увольнения, дающее ему возможность получать большую пенсию, нежели по другим основаниям.
С учетом изложенного, Самарская таможня не вправе была лишить истца права выбора основания для начисления пенсии и не могла уволить, вопреки его заявлению, по другим основаниям, чем по п.п. 4 п. 2 ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», поскольку это явилось бы нарушением прав таможенного сотрудника.
Согласно п. 3 ст. 48 Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» не допускается увольнение со службы сотрудника в период болезни, однако данная норма применяется только для случаев увольнения по инициативе начальника таможенного органа и не исключает право самого сотрудника на увольнение по любому основанию в период болезни.
Судом установлено, что заключение нового контракта о службе в таможенных органах со Старковым П.И. невозможно, в силу требования ст. 10, пп.1 п. 1 ст. 49, Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Доводы истца и его представителей о нарушении таможенным органом требований ст. 124 Трудового Кодекса РФ, а также ссылки на пункты 23, 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004г., не обоснованны, так как названные нормы не регламентируют правоотношения по представлению отпусков сотрудникам таможенных органов РФ и не подлежат применению. При разрешении данного вопроса необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Доводы Старкова П.И. и его представителей о том, что истцу полагаются выплаты по временной нетрудоспособности, предусмотренные ч.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности … », не основаны на законе, поскольку таможенные органы не производят отчисления в Фонд социального страхования РФ; нахождение сотрудника таможенного органа на лечении, следование к месту лечения и обратно приравнивается к исполнению должностных обязанностей, поэтому в период временной нетрудоспособности сотрудникам таможенной службы полностью выплачивается денежное содержание из федерального бюджета, а не из Фонда социального страхования РФ, что подтверждается нормами следующих Федеральных законов:
-№114-ФЗ от 21 июля 1997г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»,
-№255-ФЗ от 29 декабря 2006г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,
- №212-ФЗ от 24 июля 2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»,
- №78-ФЗ от 30 июня 2002 г. «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».
После увольнения со службы в таможенных органах гражданин не является сотрудником, поэтому не имеется оснований для выплаты ему денежного довольствия за время нахождения на излечении после увольнения.
Требования истца о проведении перерасчета выслуги лет для назначения пенсионного обеспечения также не обоснованы, так как выплаты денежного довольствия, могут быть выплачены только сотруднику таможенного органа.
Старков П.И. в настоящее время уволен со службы в таможенных органах и не является сотрудником.
Требований о восстановлении на службу в таможенных органах, Старков П.И. не предъявляет.
Контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный сроком на 1 год действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Требования истца об изменении даты увольнения на ДД.ММ.ГГГГ с учетом нахождения на больничном и с учетом одного дня неиспользуемого отпуска и взыскании с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 39 Федерального закона от 21.07.1998 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотруднику таможенного органа при выслуге 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 49 Федерального закона, для сотрудников установлены возрастные ограничения, до достижения которых сотрудники могут состоять на службе в таможенных органах. Для капитана таможенной службы такой предельный возраст пребывания на службе в таможенных органах составляет 50 лет.
Согласно п. 1 Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 10.07.1998 №476 «О предоставлении дополнительного отпуска продолжительностью 30 календарных дней», сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу 20 лет и более, дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней предоставлять по их желанию в любой год из последних трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах, установленного Федеральным законом.
Такое ограничение связано с тем, что отсутствует точная и достоверная вероятность продления срока пребывания на службе сверх предельного возраста сотрудникам таможенных органов. Данный срок может быть не продлён сотруднику, поэтому законодатель предоставляет возможность сотрудникам таможенных органов воспользоваться дополнительным отпуском только лишь до достижения предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.
Так, Старков П.И. не выразил желания в любой год из последних трёх лет до достижения им предельного 50-и летнего возраста пребывания на службе в таможенных органах (до ДД.ММ.ГГГГ), воспользоваться дополнительным отпуском; после достижения Старковым П.И. предельного возраста пребывания на службе - 50 лет, у Самарской таможни отсутствовала обязанность предоставления такого дополнительного отпуска, то есть, в период с ДД.ММ.ГГГГ и до окончания срока пребывания на службе в таможенных органах РФ сверх предельного возраста - ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. до окончания срока действия контракта (ДД.ММ.ГГГГ), заключённого со Старковым П.И. на основании приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №-К «О продлении срока пребывания на службе сверх предельного возраста сотрудникам таможенных органов», Старков П.И. права на отпуск, предусмотренный п. 5 ст. 39 Федерального закона не имел.
Требования истца Старкова П.И. об изменении даты увольнения с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, так как для этого необходимо заключение нового контракта, поскольку можно уволить только действующего сотрудника, то есть принятого на службу и проходящего службу в таможенных органах в соответствии с законом «О службе в таможенных органах РФ», либо заключить со Старковым П.И. новый контракт от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 мес. и 7 дней. Однако, ни продлить последний заключенный Самарской таможней с истцом контракт, ни заключить с ним новый невозможно, в силу требований законодательства о прохождении службы в таможенных органах.
Не имеется доказательств и обстоятельств, свидетельствующих о причинении ответчиком истцу морального вреда, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования истца о денежной компенсации морального вреда.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им
надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении требований истцу следует отказать полностью.
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены.
Доводы кассационной жалобы Старкова П.И., основанных на неправильном толковании норм материального права, а также направленных на переоценку имеющимся по делу доказательствам, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 11 апреля 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Старкова П.И. - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ: