Судья Кривицкая О.Г. гр. дело № 33 - 5130ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Пинчук С.В.
Судей: Подольской А.А., Устиновой Г.В.
При секретаре: Самодуровой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шилова Н.Л. на решение Самарского районного суда г. Самары от 11 апреля 2011 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Шилова Н.Л. к Военному комиссариату Самарской области об обжаловании неправомерных действий должностных лиц отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А.,
Доводы представителя истца Чернышова Ю.С., возражения представителя ОВК Куляпина Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шилов Н.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Самарской области об обжаловании неправомерных действий должностных лиц.
В обоснование заявления истец указал, что проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР и РФ. Приказом (по личному составу) МО РФ от 25.06.94 г. № 01119 он был назначен непосредственно с лётной должности «Заместитель командира вертолётной эскарильи по военно-политической работе» на низшую должность и с меньшим должностным окладом «Психологом отделения по работе с личным составом». При издании приказа, в нарушение ст. 30 (ч. 4) «Положения о прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР», действовавшим в тот период, и приложения № 6 «Правила издания приказов по личному составу» к приказу МО СССР от 2.11.80 г. № 0200, не был оформлен боковик, в котором обязаны были указать основание назначения.
В соответствии с заявлением истца начальник отдела военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам направил в адрес ответчика представление для внесения изменения, согласно п. 3 Указаний МО РФ от 2.12.00 г. № 172/2/1139, в ранее изданный приказ. Однако представление было возвращено в отдел ВКСО без официального ответа с приложенным листком, написанным от руки.
Шилов Н.Л. полагает, что возвращением представления ответчик нарушил право истца на обращение к должностному лицу, издавшему приказ, что создаёт препятствие в восстановлении должностным лицом права на его получение пенсии в ином размере, согласно закону, при издании приказа о назначении на нижестоящую должность.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Шилов Н.Л. просил суд признать действия должностных лиц военного комиссариата Самарской области, возвративших представления для внесения изменения в ранее изданный приказ неправомерными; возложить обязанность на ответчика в направлении представления для внесения изменений в приказ (по личному составу) командующего войсками При ВО от 19.11.92 г. № 046 с указанием основания назначения «по возрасту, с сохранением права на исчисление пенсии, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления СМ СССР от 24.07.90 г. №725»; взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. и стоимость нотариально заверенной доверенности -560 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Шилов Н.Л. ( в лице представителя) просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что Шилов Н.Л. проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР и РФ. Пенсию он получает с 18.11.01 г. в соответствии с законом от 12.02.93 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих...».
Приказом (по личному составу) МО РФ от 25.06.94 г. № 01119 был назначен на должность психолога отделения по работе с личным составом Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, ВУС-3902003. (л.д.3)
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1995 г. N 1134) пенсии при последующем увольнении с военной службы могут исчисляться исходя из оклада по прежней штатной воинской должности офицерам: переведенным по состоянию здоровья или возрасту с лётной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей и минных тральщиков на должности с меньшим месячным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет; в воинском звании "полковник", ему равном и выше, переведенным в интересах службы только по состоянию здоровья или возрасту до 20.11.1995 года, то есть до дня издания указанного Постановления Правительства Российской Федерации N 1134, с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим месячным окладом, имевшим на день переведенным после 20.11.1995 г. в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим месячным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет;
Основанием для исчисления пенсии в указанном порядке является выписка из приказа (копия приказа) по личному составу о перемещении офицера по соответствующим причинам, которая приобщается в их личные дела.
При этом в пояснениях ("боковиках") данных приказов должно быть оговорено о сохранении права офицера при последующем увольнении с военной службы на исчисление пенсии из оклада по воинской должности, которую он занимал до перевода или перемещения, указываются тарифный разряд и оклад по этой воинской должности, а также делается ссылка на постановление Правительства Российской Федерации, установившее такой порядок исчисления пенсии, на основании постановления СМ СССР от 26.04.1967 г. № 375, Правительства РФ от 20.11.1995 г., Совета министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941.
Установлено, что Шилов Н.Л. с 23.05.1991 г. по 09. 09.1991 г. проходил военную службу в должности «Заместитель командира вертолетной эскадрильи по военно-политической работе 488 отдельного вертолетного полка».
С 10.09.1991 г. он проходил военную службу в должности «Слушатель Военно-политической академии имени В. И. Ленина». Назначен на должность слушателя академии приказом МО СССР от 10.09.1991 г. №01081. После окончания академии был назначен на должность «Психолог отделения по работе с личным составом Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков».
В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» № 1237 от 16.09.1999 г. ст. 11 (п.7) военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, зачисленный в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, и подлежащую замещению офицерами. Ст. 11 (п. 9) военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру, назначаются на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей.
Оценивая данные правовые основания иска, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец не переводился с летной работы по состоянию здоровья или возрасту на должности несвязанные с летной работой, а назначался на соответствующие должности в порядке продвижения по службе.
При этом при зачислении в качестве слушателя, он был освобожден от занимаемой должности «Заместитель командира вертолетной эскадрильи по военно-политической работе 488 отдельного вертолетного полка», исключен из численного состава полка, должность за ним не сохранялась, как и средний заработок.
В соответствии с Указанием МО РФ от 18.02.1997 г. №173/1/200, право офицеров на исчисление пенсии с сохраненного должностного летного оклада при перемещении с летной работы на должности не связанные с летной работой по возрасту предоставлено офицерам, имеющим общую продолжительность военной службы на дату перемещения 20 лет и более. При указанных условиях в приказах о перемещении оформляется льготный «Боковик» соответствующего содержания.
Судом установлено, что продолжительность военной службы Шилова Н.Л. в календарном исчислении составляла на 25.06.1994 г. менее 20 лет (16 лет 10 месяцев 24 дня). Истец в периоды служебного перемещения имел воинское звание «майор».
В приказе Министра обороны Российской Федерации от 25.06.1994 г. №1119 на законных основаниях не нашло отражение условия, определяющие право Шилова Н.Л. на сохраненный должностной оклад при исчислении пенсии в последующем при увольнении с военной службы. С данным приказом истец был согласен, при выходе на пенсию своевременно не обжаловал его.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шилова Н.Л. о признании действий должностных лиц военного комиссариата Самарской области, возвративших представления для внесения изменения в ранее изданный приказ неправомерными; возложении обязанности на ответчика в направлении представления для внесения изменений в приказ (по личному составу) командующего войсками При ВО от 19.11.92 г. № 046 с указанием основания назначения «по возрасту, с сохранением права на исчисление пенсии, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления СМ СССР от 24.07.90 г. №725», суд пришел к верному выводу о том, что они не основаны на положениях действующего законодательства.
По смыслу норм закона «О военных комиссариатах», военный комиссар имеет право на направление обоснованных ходатайств о предоставлении льгот при исчислении пенсии в том случае, если усмотрит для этого основания. Направление такого ходатайства при отсутствии к тому законных оснований, не является безусловным для военного комиссариата.
В данном случае таких оснований военным комиссаром установлено не было.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив обстоятельства спора, суд пришел к правильному выводу о том, что указанным решением права Шилова Н.Л. не нарушены, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом истец не лишен права оспорить действия должностного лица, издавшего данный приказ, в отдельном исковом производстве.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы в целом были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, данные доводы не могут служить основаниями к отмене решения суда, так как направлены на иную оценку представленных доказательств.
Ссылки на то, что Шилову Н.Л. не дано ответа по существу его обращения о внесении изменений в приказ, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку истец обращался с заявлением о внесении изменений в районный военкомат, который и оформил представление, которое вышестоящий военком счел необоснованным. Исковых требований о признании незаконными действий военного комиссарита по недаче ответа на обращение истца, не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 11 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: