Организацией, осуществляющей обслуживание многоквартирного дома, потребителям должна предоставляться информация, связанная с обслуживанием дома



Судья: Брюхов В.И. гр. дело № 33-5265О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Филатовой Г. В.

судей - Сказочкина В. Н., Книстяпиной Н. А.

при секретаре - Самодуровой А. И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Закрытого акционерного общества «Предприятие тепловых сетей - Сервис» (ЗАО «ПТС-Сервис») на решение Советского районного суда г.Самара от 16 марта 2011 года, которым с учетом определения суда от 30 марта 2011 года об исправлении арифметической ошибки, постановлено:

«Иск Самарской областной общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области» в интересах Коротчи Л.П. к ЗАО «ПТС-Сервис» удовлетворить частично.

Обязать ЗАО «ПТС-Сервис» предоставить Коротче Л.П. копии заверенных надлежащим образом следующих документов, содержащих информацию о финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации: 1) бухгалтерский баланс в установленной действующим законодательством РФ форме с приложениями за каждый отдельный год деятельности за период 2007, 2008 и 2010 годов; 2) отчет о прибылях, убытках и пояснительную записку в установленной действующим законодательством РФ форме с приложениями за каждый отдельный год деятельности 2007, 2008, 2009 и 2010 годов; 3) документы о привлечении ЗАО «ПТС-Сервис» к административной ответственности в период с 2007 по 2010 г.г. включительно; 4) договоров, смет, актов приема выполненных работ за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы деятельности ЗАО «ПТС-Сервис» по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес>; 5) штатное расписание ЗАО «ПТС-Сервис»; 6) приказ об учетной политике ЗАО «ПТС-Сервис»; 6) приказ о документообороте ЗАО «ПТС-Сервис»; 7) расходную часть с полной расшифровкой и приложением копий приходно-расходных бухгалтерских документов по статье «Материалы» за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы деятельности ЗАО «ПТС-Сервис» на содержание дома <адрес>; 8) смету доходов и расходов с полной расшифровкой и ее исполнение за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы деятельности ЗАО «ПТС-Сервис» по содержанию дома <адрес>.

Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в пользу Коротчи Л.П. компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей, расходы по оплате услуг представителя Самарской областной общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области» в размере 6 700 рублей.

Взыскать с ЗАО «ПТС-Сервис» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 4000 рублей и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 2 175 рублей.

Штраф в размере 2175 рублей перечислить Самарской областной общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области».

В остальной части иска отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения представителя ЗАО «ПТС-Сервис» по доверенности Пчелкиной Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Коротчи Л.П. и представителя СООО «Защита прав потребителей Самарской области» по доверенности Разагатова Ф.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Самарская областная общественная организация «Защита прав потребителей Самарской области» на основании ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст.46 ГПК РФ обратилась в суд в интересах Коротчи Л.П. с иском к ЗАО «ПТС-Сервис» о раскрытии и предоставлении полной и достоверной информации потребителю.

В обоснование требований истец указал, что Коротча Л.П., как собственник жилого помещения, заключил с ЗАО «ПТС-Сервис» договор на эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается фактом предоставления коммунальных услуг и их оплатой потребителем. ЗАО «ПТС-Сервис» с начала обслуживания, т.е. с 01.11.2007г. в нарушение ч.11 ст.162 ЖК РФ не отчитывалось о выполнении договора управления многоквартирным домом, в том числе о расходовании средств по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома.

11.10.2010г. было проведено общее собрание собственников жилых помещений дома <адрес>, на котором работа ЗАО «ПТС-Сервис» была признана неудовлетворительной и принято решение о направлении заявлений в адрес ответчика, Государственной жилищной инспекции по Самарской области, Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара.

Одно из заявлений содержало требование о предоставлении полной и достоверной информации об оказанных услугах по текущему ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме <адрес>.

Данное обращение было получено ответчиком 08.12.2010 г., однако в нарушение п.21 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», ответ на обращение в 20-дневный срок не было им направлено.

Нарушение ответчиком права потребителя на предоставление информации, установленной Жилищным кодексом РФ и соответствующим Стандартом, является нарушением качества оказываемых услуг.

Уточнив требования, истцы просили обязать ответчика предоставить полную и достоверную информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности и передать копии заверенных надлежащим образом следующих документов, содержащих информацию о финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации: 1) бухгалтерский баланс в установленной действующим законодательством РФ форме с приложениями за каждый отдельный год деятельности за период 2007, 2008 и 2010 годов; 2) отчет о прибылях, убытках и пояснительную записку в установленной действующим законодательством РФ форме с приложениями за каждый отдельный год деятельности 2007, 2008, 2009 и 2010 годов; 3) документы о привлечении ЗАО «ПТС-Сервис» к административной ответственности в период с 2007 по 2010 г.г. включительно; 4) договоры, сметы, акты приема выполненных работ за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы деятельности ЗАО «ПТС-Сервис» по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес>; 5) штатное расписание ЗАО «ПТС-Сервис»; 6) приказ об учетной политике ЗАО «ПТС-Сервис»; 6) приказ о документообороте ЗАО «ПТС-Сервис»; 7) расходную часть с полной расшифровкой и приложением копий приходно-расходных бухгалтерских документов по статье «Материалы» за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы деятельности ЗАО «ПТС-Сервис» на содержание дома <адрес>; 8) смету доходов и расходов с полной расшифровкой и ее исполнение за 2007, 2008, 2009 и 2010 годы деятельности ЗАО «ПТС-Сервис» по содержанию дома <адрес>.

Также просили взыскать с ответчика в пользу Коротчи Л.П. компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., расходы на оплату услуг представителя Самарской областной общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области» в размере 6700 руб., а также штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу Коротчи Л.П., перечислив при этом 50% указанного штрафа СООО «Защита прав потребителей Самарской области».

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ЗАО «ПТС-Сервис» ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.

В силу ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на предоставление полной и достоверной информации об оказываемых услугах и выполняемых работах.

В соответствии с п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством РФ.

Обязанность по предоставлению информации также возложена на Исполнителя п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г.

Как следует из материалов дела, Коротча Л.П. является собственником квартиры <адрес>.

Из материалов дела также видно, что 18.10.2007г. между Коротчей Л.П. и ЗАО «ПТС-Сервис» был заключен договор управления многоквартирным домом, который вступил в действие с 01.11.2007г..

В соответствии с п.3.1.27 Договора Управляющая организация обязана предоставлять собственнику или уполномоченным им лицам по их письменным запросам документацию, сведения, касающиеся управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества.

Кроме того, Управляющая организация обязана предоставлять Собственнику отчет о выполнении договора за истекший календарный год за 15 дней до окончания каждого года действия настоящего договора (п.3.1.24).

Судом установлено, что ЗАО «ПТС-Сервис» с начала обслуживания, т.е. с 01.11.2007г. не отчитывалось о выполнении договора управления многоквартирным домом, в том числе о расходовании средств по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома.

11.10.2010г. было проведено общее собрание собственников жилых помещений дома <адрес>, на котором работа ЗАО «ПТС-Сервис» была признана неудовлетворительной и принято решение о направлении заявлений в адрес ответчика, Государственной жилищной инспекции по Самарской области, Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара.

Одно из заявлений содержало требование о предоставлении полной и достоверной информации об оказанных услугах по текущему ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме <адрес>.

Установлено, что указанное заявление, направленное истцом, было получено ответчиком 08.12.2010г..

В соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления в письменной форме в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

Таким образом, информация по запросу должна была быть предоставлена потребителю Коротче Л.П. в срок до 28.12.2010г.

Однако в указанный срок информация ему не была предоставлена.

Доводы стороны ответчика о том, что на сайте ЗАО «ПТС-Сервис» размещена исчерпывающая информация, суд правильно не принял во внимание, поскольку доказательств направления Коротчи Л.П. письма с информацией о сайте не представлено.

Кроме того, судом установлено, что на официальной сайте ЗАО «ПТС-Сервис» www.pts-s.ru в сети Интернет отсутствуют сведения о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за 2007, 2008 и 2010 годы, а также о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, ответчиком были нарушены права Коротчи Л.П. как потребителя на предоставление информации, что является нарушением положений Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 23.09.2010г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В связи с этим суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований о предоставлении полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации в виде заверенных надлежащим образом документов.

Доводы стороны ответчика о том, что Постановление Правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», принятое 23.09.2010г., не распространяет свое действие на период с 2007 по 2009 г.г., суд правильно не принял во внимание, поскольку указанное Постановление лишь конкретизирует порядок предоставления информации Управляющими организациями. При этом потребитель вправе потребовать предоставления полной и достоверной информации, касающейся управления и содержания многоквартирного дома, а Управляющая организация не вправе отказать в предоставлении такой информации. Иное противоречило бы требованиям Жилищного кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., а также условиям заключенных с собственниками жилых помещений договоров управления многоквартирным домом, которые действовали и до Постановления Правительства РФ №731, принятого 23.09.2010г..

В связи с этим не могут быть приняты во внимание доводы ЗАО «ПТС-Сервис» в кассационной жалобе о необоснованности обязания предоставить информацию, не содержащуюся в перечне информации, подлежащей обязательному раскрытию, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав.

Суд, учитывая длительность периода, в течение которого нарушались права Коротчи Л.П., и его индивидуальные особенности, а также исходя из требований разумности и справедливости, обоснованно определил к взысканию с ответчика в пользу Коротчи Л.П. компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст.100 ГПК РФ, суд правильно с учетом сложности дела взыскал с ответчика в пользу Коротчи Л.П. расходы на оплату услуг представителя в размере 6700 руб.

Также правильно суд в соответствии со ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 21.12.2004г. N 171-ФЗ) взыскал с ЗАО «ПТС-Сервис» в доход государства штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что составляет 4350 руб., перечислив 50% штрафа в пользу Самарской областной общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области», обратившейся в суд в защиту Коротчи Л.П.

Государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 4000 руб. взыскана судом правильно.

Доводы ЗАО «ПТС-Сервис» в кассационной жалобе о том, что суд сослался на Приказ Минфина РФ № 67н от 22.07.2003г., который утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ № 108н от 22.09.2010г., - не могут повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку согласно резолютивной части решения ответчик обязан предоставить баланс в установленной действующим законодательством форме, ссылки на конкретный Приказ Минфина РФ резолютивная часть решения не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуюсь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Самара от 16 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО «ПТС-Сервис» - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-