Предоставление денежных средств для приобретения жилья лицу, оставшемуся без попечения родителей.



Судья: Щеголева Е.И. гр. дело № 33 - 5579

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2011 года

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего: Николаевой Н.М.,

судей: Ермаковой Е.И., Ефремовой Л.Н.,

с участием прокурора Гуляевой Е.С.,

при секретаре Самодуровой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Правительства Самарской области, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области на решение Борского районного суда Самарской области от 27 января 2011г., которым постановлено:

«Обязать Правительство Самарской области предоставить денежные средства в бюджет муниципального образования Борский район в сумме 507672 рубля на приобретение жилого помещения для Дьячук В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района Борский Самарской области обеспечить Дьячук В.Н. помещением не ниже установленной социальной нормы - 33м2, благоустроенным, применительно к данному населенному пункту, отвечающим санитарным и техническим требованиям.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Немцовой С.Е. (представителя администрации муниципального района Борский Самарской области) в поддержание доводов кассационной жалобы в части, заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей изменить решение суда,

судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец - прокурор Борского района Самарской области в интересах Дьячука В.Н., ДД.ММ.ГГГГ, обратился (18.11.2010г.) в суд к администрации муниципального района Борский Самарской области, Правительству Самарской области, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

с иском о возложении обязанности предоставить Дьячуку В.Н., как лицу оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилое помещение по договору социального найма по месту жительства вне очереди, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям и предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Прокурор утверждал, что Дьячук В.Н., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте; не имеет закрепленного жилого помещения и состоит на учете на получение жилого помещения вне очереди с ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы Борского района № от ДД.ММ.ГГГГ, Дьячук В.Н. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилого помещения в 2011 году, однако до настоящего времени жилье не предоставлено.

Прокурор Борского района просил суд:

-обязать Администрацию Борского района предоставить Дьячук В.Н. жилое помещена площадью не менее 33кв.м., благоустроенное, применительно к данному населенном пункту, отвечающее санитарным и техническим нормам;

- обязать Правительство Самарской области выделить денежные средства в необходимом объеме, то есть 502625 рублей на приобретение жилого помещения для Дьячука В.Н.

Соистец Дьячук В.Н. иск поддержал, и в судебном заседании от 30 ноября 2010г. просил суд о получении денежной суммы на покупку жилья.

Представитель ответчика - администрация Борского района Самарской области утверждал, что невозможно предоставление жилья Дьчуку В.Н. без получения средств от Правительства Самарской области на приобретение жилья.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представителем Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Правительства Самарской области ставится вопрос об исключении из решения суда Правительства Самарской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда находит основания для изменения решения суда в той части, что надлежащими ответчиками по делу являются Администрация муниципального Борского района и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, которые должны предоставить социальную выплату для приобретения Дьячуку В.Н. жилого помещения, о чем(о выплате денежных средств) просил сам Дьячук В.Н.

При этом, следует исходить из следующего.

На основании ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004г. «О введении в действие ЖК РФ», с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п.2 ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 4 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Статьей 8 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательного учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в радах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждена исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходным обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании п.2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77 ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 87 ГД от 11.07.06г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.5.3. Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4 -5.6 настоящего Порядка.

Контроль за выполнением Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 возложена на Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Согласно п. 5.4 вышеуказанного Порядка (утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421), на основании решения уполномоченного органа средства областного бюджета направляются на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальных выплат на приобретение жилого помещения площадью не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной соответствующим муниципальным образованием, а также на строительство жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого помещения.

На основании п. 26 Положения о Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 8), Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области разрабатывает предложения о распределении между муниципальными образованиями Самарской области средств федерального и областного бюджетов на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, установленных действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что Дьячук В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Пермского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ и решением Борского районного суд Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, мать и отец Дьячука В.Н. были лишены родительских прав.

Какого -либо жилья за Дьячуком В.Н. не закреплено.

Постановлением Главы Борского района № от ДД.ММ.ГГГГ, Дьячук В.Н. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилого помещения в 2011 году.

ДД.ММ.ГГГГ Дьячук В.Н. вступил в брак с ФИО10, от брака имеют дочь Дьячук Н.В., ДД.ММ.ГГГГгода рождения.

В настоящее время семья Дьячук В.Н. проживает на съемной квартире, своего жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Дьячук В.Н. выдал своей супруге доверенность на приобретение на его имя жилого помещения в Борском районе.

Как следует из вышеприведенных норм закона, Дьячук В.Н. имеет право получить вне очереди жилое помещение, либо получить социальную выплату из областного бюджета на строительство или приобретение жилого помещения.

Как следует из материалов дела, в жилищном фонде администрации муниципального района Борский отсутствует свободное жилое помещение для предоставлении Дъячуку В.Н.

Дъячук В.Н. избрал способ защиты своих жилищных прав в виде выплаты из областного бюджета социальной выплаты на приобретение ему жилого помещения, о чем он утверждал в суде первой инстанции.

Таким образом, надлежащими ответчиками по настоящему делу являются администрация муниципального района Борский Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области разрабатывает предложения о распределении между муниципальными образованиями Самарской области средств федерального и областного бюджетов на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, установленных действующим законодательством.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда следует изменить, исключив из него указание о возложении обязанности на администрацию Борского района предоставить Дъячуку жилое помещение, так как законом предусмотрено: или предоставление жилого помещения, или предоставление социальной выплаты.

Кроме того, решение суда подлежит изменению по тем основаниям, что из него следует исключить Правительство Самарской области, являющегося ненадлежащим ответчиком, удовлетворив кассационную жалобу представителя Правительства Самарской области.

Таким образом, жилищные права Дъячука В.Н. подлежат защите путём предоставления ему социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Доводы кассационной жалобы представителя Правительства Самарской области, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о том, что обеспечение социальными выплатами детей сирот, в том числе Дъячука В.Н., является полномочием только администрации Борского муниципального района, не могут быть основанием для отмены решения суда, так как основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Борского районного суда Самарской области от 27 января 2011 года изменить,

и исключив Правительство Самарской области из решения суда, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Обязать администрацию муниципального района Борский Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области предоставить Дъячуку В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> социальную выплату на приобретение жилого помещения».

Председательствующий: КОПИЯ

Судьи: