Судья: Султангалиев Х.К. Гр.д. № 33- 5449
ОПРЕДЕЛЕНИЕ30 мая 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующей: Филатовой Г.В.
судей: Подольской А.А., Посоховой С.В.
при секретаре Самодуровой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Управления Росреестра и МИО Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 25 апреля 2011 года, которым постановлено:
«Заявление Губарева А.И. о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. об отказе в государственной регистрации прав от 17.03.2011г. №25/001/2011-207 и признании незаконными требований, изложенных в письме Министерства имущественных отношений Самарской обл., №12/12567 от 24.09.2010г., а также признать два извещения о продаже от 14.09.2010г. соответствующим требованиям Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002г. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской обл. об отказе в государственной регистрации прав от 17.03.2011г. №25/001/2011-207.
Признать незаконными требования, изложенные в письме Министерства имущественных отношений Самарской обл., №12/12567 от 24.09.2010г.,
Признать два извещения о продаже от 14.09.2010г. соответствующим требованиям Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002г.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., объяснения представителя Росреестра по доверенности Найдовского П.Е. и представителя МИО Самарской области по доверенности Филюк Е.В., поддержавших доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Губарева А.И. по доверенности Селезнёва А.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Губарев А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации права и признании незаконными требований, изложенных в письме Министерства имущественных отношений Самарской области.
В заявлении указано, что 14.09.2010г. он обратился в Правительство Самарской обл. с двумя извещениями о намерении продать земельные участки с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчёт.
Однако ответ на данные извещения заявителем получен не был.
08.02.2011г. заявитель обратился в Красноармейский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № и № с приложением всех необходимых для государственной регистрации прав документов.
24.02.2011г. заявителем было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 17.02.2001г., в связи с тем, что имеется письмо Министерства имущественных отношений Самарской обл. №12/12567 от 24.09.2010г., в котором говорится, что Самарская область не отказалась от приобретения данного земельного участка, предложение о приобретении названного имущества в собственность Самарской обл. оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием необходимых для принятия решений сведений.
24.03.2011г. заявитель получил сообщение об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что заявителем не представлено документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, а также указано, что Правительство Самарской обл. не отказывалось от приобретения земельного участка в собственность Самарской обл., а заявление оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием необходимых для принятия решений сведений.
Ссылаясь на то, что решение Росреестра от 17.03.2011г. является незаконным, а требования Министерства не предусмотренными действующим законодательством, Губарев А.И. просил суд признать незаконным решение Росреестра об отказе в государственной регистрации прав от 17.03.2011г. №25/001/2011-207
Признать незаконными требования, изложенные в письме Министерства имущественных отношений Самарской обл., №12/12567 от 24.09.2010г., а также признать два извещения о продаже от 14.09.2010г. соответствующим требованиям Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002г.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационных жалобах Управление Росреестра и МИО Самарской области просят решение суда отменить, считают его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчёт.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации... откажется от покупки, либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Из материалов дела видно, что 14.09.2010г. Губаревым А.И. в Правительство Самарской области направлены извещения с предложением о приобретении земельных участков с кадастровыми номерами 63:25:1303002 и 63:25:1303002:23, с указанием цены, их размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчёт.
Указанные извещения получены Правительством Самарской области 17.09.2010г.
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя Селезнёв А.И., ответа в предусмотренный законом срок, он не получил.
08.02.2011г. заявитель обратился в Красноармейский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № и № с приложением всех необходимых для государственной регистрации прав документов.
24.02.2011г. заявителем было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 17.02.2001г., в связи с тем, что имеется письмо Министерства имущественных отношений Самарской обл. №12/12567 от 24.09.2010г., в котором говорится, что Самарская область не отказалась от приобретения данного земельного участка, предложение о приобретении названного имущества в собственность Самарской области оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием необходимых для принятия решений сведений.
Из письма № 12/12567 от 24.09.2010г., адресованного Селезнёву А.И. и в Красноармейский отдел Росреестра, следует, что Губареву А.И. надлежит направить в Правительство Самарской области сведения о местоположении продаваемого земельного участка, а именно:
- выписки из государственного кадастра недвижимости (кадастровые паспорта земельных участков);
-картографический материал, позволяющий идентифицировать нахождение предлагаемых к покупке земельных участков относительно административно-территориальных образований, природных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Признавая незаконными требования Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении дополнительных сведений, суд обоснованно исходил из того, что перечень сведений, необходимых для отражения в извещении, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а предоставление дополнительных сведений и документов не предусмотрено ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со ст.2.4. Постановления №7 от 24.01.2006г. Правительства Самарской области «Об утверждении порядка реализации преимущественного права Самарской области на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» отсутствие в извещении о продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения сведений, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является основанием для оставления Правительством Самарской области предложения продавца без рассмотрения.
В силу ст. 2.9 указанного постановления в уведомлении о приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Самарской области должно содержаться предложение продавцу представить кадастровый паспорт земельного участка в целях заключения договора о приобретении Самарской областью соответствующего земельного участка.
Следовательно, истребования дополнительных документов, в том числе и кадастрового паспорта, до принятия решения о приобретении земельного участка, нормативными актами не предусмотрено.
Ссылки представителя Министерства имущественных отношений на то, что внутренним распоряжением предусмотрено истребовать документы, более точно указывающие на место положение продаваемого земельного участка, не могут служить основанием к признанию действий Министерства имущественных отношений по оставлению извещения без рассмотрения, законными.
Перечень сведений, которые должно содержать извещение, в нем полностью отражен.
В соответствии с ч.1 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для органов государственной власти сведения из Единого государственного реестра прав предоставляется бесплатно по запросу.
Согласно ч.2 ст. 15 Закона РФ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учёта ежеквартально предоставляет на безвозмездной основе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления кадастровые карты соответственно территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований в порядке, определенном соглашениями об информационном взаимодействии, которые заключены между органом кадастрового учёта и указанными органами.
Как указал представитель заявителя, кадастровая карта территории Самарской области размещена на официальном сайте кадастровой палаты, является обще доступной и позволяет визуально определить место положение всех земельных участков, стоящих на кадастровом учете.
Доказательств того, что представитель заявителя Селезнев А.И. получил сообщение об оставлении извещения без рассмотрения, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что извещения, направленные заявителем 14.09.2010г. в Правительство Самарской обл. о продаже земельных участков, соответствуют требованиям закона, а сообщение Министерства имущественных отношений не основано на действующих законодательных актах.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона РФ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст. 17 ФЗ-№122 не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего Федерального закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 20 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, а также подтверждено в судебном заседании представителем заявителя, что все документы, необходимые для государственной регистрации прав были представлены, а именно: заявление, квитанции об уплате государственной пошлины, договоры купли-продажи земельных участков.
При отсутствии сообщения об отказе от преимущественного права приобретения земельного участка, но наличии соответствующего извещения, следует читать соблюденной процедуру отчуждения земельного участка со стороны заявителя.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что регистрирующий орган не вправе отказывать в регистрации права собственности, по основаниям, указанным в отказе в государственной регистрации права собственности, поскольку все представленные документы соответствовали требованиям ст. 18 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы Управления Росреестра о том, что они не были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не состоятельны, поскольку опровергаются материалами дела. В деле имеется телефонограмма, направленная по телефону 8-846-332-26-82 секретарем с/з Гребешковой Л.Б., об извещение Росреестра по Самарской области на 25.04.2011г. на 16.00 час. Извещение принял представитель юр. отдела.(л.д.27)
Доводы МИО Самарской области о том, что к участию в деле не привлечено Правительство Самарской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п.5 ст.86 Устава Самарской области Правительство Самарской области формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью.
В соответствии с п. 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 79 от 20.06.2007г., министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области.
Другие доводы кассационной жалобы Управления Росреестра и МИО Самарской области были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Росреестра и МИО Самарской области без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи -