Предоставление жилого помещения вне очереди



Судья: Волкова М.В. № 33-5677/11

Определение

07.06.2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.,

судей: Сорокиной Л.А., Тарасовой С.М.,

при секретаре: Самодуровой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20.04.2011 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Львинской Л.В. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, с учетом имеющейся жилой площади, расположенной по <адрес>».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л.А., возражения на доводы кассационной жалобы представителя Львинской Л.В. – Лысковой Н.В. по доверенности от 30.03.2011 г., судебная коллегия

установила:

Львинская Л.В. обратилась в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения, указав, что с 01.03.2011 года она состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Управлении по жилищным вопросам Мэрии г.о. Тольятти с составом семьи 3 человека (Львинская Л.В., муж – ФИО2, сын – ФИО3), как семья, имеющая ребенка - инвалида ФИО3, с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Львинская Л.В. просила суд обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить благоустроенную жилплощадь по договору социального найма на состав семьи 3 человека, с учетом имеющегося жилья, расположенного по <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

В силу п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Из материалов дела видно, что семья Львинской состоит из трех человек: ФИО1, муж - ФИО2, сын – ФИО3

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом по категории ребенок-инвалид и имеет заболевание, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378. Данное обстоятельство подтверждается справкой серии МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ВКК № от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что Львинская Л.В. с сыном зарегистрированы в трехкомнатной квартире, общей площадью 64,7 кв.м. (2/7 доли собственности – 18,49 кв.м.), по <адрес>, всего в квартире зарегистрировано 7 человек, с родственниками, муж зарегистрирован в двухкомнатной квартире, общей площадью 44,5 кв.м., по <адрес>, всего зарегистрировано 3 человека, с родственниками. Другого жилья они не имеют.

Из материалов дела видно, распоряжением заместителя Мэра от ДД.ММ.ГГГГ подтверждатеся, что Львинская Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Управлении по жилищным вопросам Мэрии г.о. Тольятти, с составом семьи 3 человека, как семья, имеющая ребенка - инвалида.

При этом ответчиком не оспаривалось право истицы на улучшение жилищных условий, однако он считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Львинской Л.В. согласно очередности льготников соответствующей категории.

Данные доводы обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено п.3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» обоснованно не принята судом во внимание.

Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Львинской Л.В. в полном объеме.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

В связи с чем, довод мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, является необоснованным.

Довод мэрии г.о. Тольятти о том, что осуществление мэрией полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан возможно только в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов, являются необоснованным.

Другие доводы кассационной жалобы о несогласии с решением суда также являлись предметом исследования и оценки суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

Определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 апреля 2011 года по существу оставить без изменения, а кассационную жалобу Мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи