Об обязании совершить определённые действия.



Судья: Лапина В.М. гр. дело №33-5462\2011ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2011 судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Елистратовой Е.В.

судей: Филатовой Г.В., Марушко Л.А.

при секретаре Мучкаевой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Юленкова В.А. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.03.2011 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Юленкова В.А. к Государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице филиала № № Автозаводского района г.о. Тольятти, Государственном) учреждению Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Автозаводском районе г.о. Тольятти», Министерству Финансов РФ в лице Федерального казначейства по Самарской области, Министерству здравоохранения РФ по Самарской области об обязании выделить путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ г., отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Марушко Л.А., возражения на кассационную жалобу представителя ФСС РФ ГУ Агутиной Ж.Н., заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей решение суда оставить без изменений, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Юленков В.А. обратился в суд с иском к ГУ - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице филиала № № Автозаводского района г.о. Тольятти, ГУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Автозаводском районе г.о. Тольятти», Министерству Финансов РФ в лице Федерального казначейства по Самарской области, Министерству здравоохранения РФ по Самарской области об обязании совершить определённые действия.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию ДД.ММ.ГГГГ

На основании «Индивидуальной программы реабилитации инвалида» (далее - НИР) признан нуждающимся в санаторно-курортном лечении в течение 21 дня 1 раз в год в санаториях-профилакториях с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Путёвки, а также проезд к месту лечения и обратно как социальную услугу ему должен был предоставлять Фонд социального страхования в соответствии с действующим законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по выдаче санаторно-курортных путёвок инвалидам с 2010 г. наделено ГУ СО «Центр социального обслуживания». На протяжении последних лет он пользовался путёвками, однако их выделение каждый раз сопровождалось конфликтом, поскольку ответчики не желают в установленном порядке выполнять требования законодательства об инвалидах и рекомендации ИПР, что вынуждало ему неоднократно обращаться к ним, а также - в прокуратуру.

Юленков В.В. указал о том, что ответчики не предоставили ему возможность ДД.ММ.ГГГГ г.г. пройти санаторное лечение и имеют перед ним долг в этой части.

Фондом социального страхования ему отказано по причинам «отсутствия бюджетных ассигнований» и передачи полномочий ответчику ГУ Центру социального обслуживания, а Центром социального обслуживания - по причине того, что за бездействие Фонда социального страхования они не отвечают. Истец, считает, что бездействием со стороны органов государства нарушается его права как инвалида на бесплатное ежегодное получение санаторно-курортной путёвки.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Юленков В.А. просит суд обязать ответчиков выделить ему санаторно-курортные путёвки за 2008 и 2009 г.г. в соответствии с ранее поданными заявлениями и документами к нему.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Юленков В.А. просит данное решение отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что истец Юленков В.А. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ г. и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, в соответствии с которым обеспечение инвалидов всех категорий путёвками на санаторно-курортное лечение осуществляется в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при наличии медицинских показаний.

Анализируя нормы действующего законодательства, суд обоснованно указал о том, что предметом регулирования ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» являются отношения по оказанию государственной социальной помощи определенному кругу лиц, а не отношения по предоставлению гарантий или льгот указанным гражданам, и кроме того, не содержит ссылок на то, что указанные граждане имеют право на первоочередное получение набора социальных услуг.

Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, порядок оформления которого также подробно указан в названной статье.

Как было установлено судом, в Филиале № Фонда социального страхования сформирована очередь на получение санаторно-курортного лечения ДД.ММ.ГГГГ г.

Ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрен «Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №-р, который включает в себя реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, одним из которых является санаторно-курортное лечение.

Как следует из материалов дела, в соответствии с «Индивидуальной программы реабилитации инвалида» (далее - НИР) Юленков В.А. нуждается в санаторно-курортном лечении в течение 21 дня один раз в год в санаториях-профилакториях с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Установлено, что право на получение путевки на санаторно-курортное лечение производится в порядке установленной очередности.

В материалах дела имеется список льготников, очередность которых установлена на основании подачи заявлений ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым истец, согласно поданного им заявления стоит в списках права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ. за номером №.

Как обоснованно указал суд Фонд социального страхования РФ предоставляет социальную услугу в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004г. № 328 «Об утверждение порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, разработанные в соответствии с Федеральным законом № ФЗ-178 «О государственной социальной помощи».

В материалах дела имеется ответ филиала № ГУ СРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Л, из которого следует, что Юленкову В.А. на основании его заявлений предоставлялись путевки: в санаторий «Красная Глинка» г. Самара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в с/п «Алые паруса» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в санаторий «П» г. Самара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Также судом установлено и не оспаривалось истцом, что в соответствии с его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ему выделялась путевка в санаторий «Поволжья» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа филиала № ГУ СРО ФСС РФ №-ЛП от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, из материалов дела следует, что ГУ СРО ФСС РФ предоставлял истцу ДД.ММ.ГГГГ г. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ государственную услугу в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу изложенного и установленного, суд пришёл к правильному выводу о том, что истец использовал свое право на получение путевки ДД.ММ.ГГГГ г.

Как следует из материалов дела, путевки на санаторно-курортное лечение приобретались Фондом социального страхования РФ в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждение порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Как было установлено судом, в Автозаводском районе г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ. на очереди состояло № граждан льготной категории по обеспечению путевками, при этом была выдана 761 путевка, в т. ч. на сопровождение -73.

Из материалов дела следует, что в № г. сумма ассигнований, направленных на санаторно-курортное лечение составляла на одного человека 720 руб. 00 коп. в год и стоимость льготной путевки составляла на 21 день 13 629 руб.

ДД.ММ.ГГГГ г. на очереди в Автозаводском районе г. Тольятти состояло № граждан льготной категории по обеспечению путевками, при этом истец в порядке очередности состоял под № № а выдана была № путевка, в том числе на сопровождение 99.

Из материалов дела следует, что в соответствии с отзывом Министерства здравоохранения РФ по Самарской области, на реализацию переданных полномочий из федерального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ г. Самарской области выделено 131,85 млн. рублей, в том числе: 119,7 млн. рублей - на приобретение 7152 путевок для федеральных льготополучателей; 12,15 млн. рублей - на обеспечение бесплатным проездом к месту лечения и обратно.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно указал о том, что сумма ассигнований в бюджете, выделяемых на обеспечение санаторно-курортным лечением не позволяет обеспечивать путевками на санаторно-курортное лечение граждан льготной категории ежегодно.

При этом, как правомерно указал суд, действующим законодательством не предусмотрена выплата компенсаций за непредставление путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу изложенного, суд обоснованно не принял во внимание доводы истца о незаконности и необоснованности действий ГУ СРО ФСС по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку заявление истца принято и указанное лицо постановлено в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Как правомерно указал суд, непредставление путевки на санаторно-курортное лечение было обусловлено не отказом в самом праве на ее предоставление, а отсутствием достаточных средств для оплаты стоимости путевок всем лицам, подавшим заявку на реализацию установленного законом государственной социальной помощи - права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Судом было установлено, что Фонд социального страхования РФ (с ДД.ММ.ГГГГ Центр социального обслуживания) предоставляет федеральным льготополучателям путёвки в соответствии со списком учёта лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.

Однако, как обоснованно указал суд, ни одна из категорий граждан, обеспечиваемых путёвками в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением, в связи чем, для обеспечения равных прав граждан на социальные гарантии, выдача путёвок осуществляется с учётом даты подачи заявления о выделении путёвки.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Юленков В.А. обратился с заявлением о предоставлении путевки ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортного лечения только ДД.ММ.ГГГГ

Установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ федеральные полномочия предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением с ДД.ММ.ГГГГ возложены на ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г.о. Тольятти».

Постановлением Правительства Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение, пунктом 1.1. которого определено, что право на санаторно-курортное лечение имеют граждане, не отказавшиеся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В материалах дела имеется ответ филиала № ГУ СРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ года на заявление истца, в соответствии с которым все документы, в том числе и заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ и справка по форме 07-У-04 от ДД.ММ.ГГГГ на получение санаторно-курортной путевки переданы в ГУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Автозаводского района г. Тольятти, имеющего полномочия на предоставление путевок.

Как было установлено судом, Юленков В.А. отказался от социальной услуги, предусматривающей предоставление по медицинским показаниям путёвки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ год в пользу получения ежемесячной денежной выплаты.

Однако, как правомерно указал суд, действующим законодательством не предусмотрено право на получение лицом компенсации за непредставление путевки на санаторно-курортное лечение, при этом право на получение санаторно-курортного лечения в ДД.ММ.ГГГГ г. истец уже использовал.

В силу изложенного, суд обоснованно указал о том, что законные основания для обеспечения его санаторной путевкой в рамках оказания государственной помощи в истекшем году вне очереди отсутствовали.

Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу о том, что установление приоритетного права кому-либо из вышеперечисленной категории лиц на получение путевки на санаторно-курортное лечение, будет ущемлять права и законные интересы других лиц.

Таким образом, суд, дав надлежащую оценку доводам участвующих в деле лиц, нормам права, представленным доказательствам, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Юленкова В.А., не имеется.

Вместе с тем, суд обоснованно указал о том, что в соответствии с нормами Федерального Закона РФ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указанные лица имеют право обратиться за предоставлением социальной услуги как предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, то есть, таким образом, законодательно закреплено право указанного лица на получение данной услуги, однако реализация самого права зависит именно от волеизъявления этого лица, которая выражается путем подачи соответствующего заявления на получение данного права. Следовательно, в случае отсутствия указание соответствующего заявления, данное право не может быть реализовано.

При таких обстоятельствах, суд правомерно указал о том, что для возобновления права на получение социальной услуги по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение истцу следует обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно, всесторонне и объективно исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не опровергают выводы суда первой инстанции.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Федерального Автозаводского районного суда г.Тольятти от 22.03.2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Юленкова В.А.- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: