Судья: Родомакин И.А. №33-5703 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 07 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе председательствующего – Гороховика А.С.. судей- Калиниковой О.А., Решетняк М.А. с участием прокурора Шабановой Ю.Н. при секретаре Хоциной О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 05.05.2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Прокурора Кировского района г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить. Обязать общеобразовательное учреждение среднюю школу № г.о.Самара провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования администрации г.о.Самара, администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально- технического состояния школы в соответствии с действующим законодательством, а именно: оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы( электронный стрелковый тренажер). Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара провести необходимые невыполненные до настоящего времени организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с представленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения материально- технического состояния здания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № г.о. Самара в соответствии с требованиями законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, а именно: оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы(электронный стрелковый тренажер)». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., объяснения представителя Администрации г.о. Самара - Парфеновой Ю.А. (по доверенности) и представителя департамента образования администрации г.о.Самары по доверенности Ставицкого П.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании устранения нарушений требований законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе в средней общеобразовательной школе №. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Самары проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе. В ходе проверки установлено, что в общеобразовательной средней школе № г.о.Самары отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что не соответствует требованиям законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе при организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Источником формирования финансовых ресурсов среднего общеобразовательного учреждения № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара от 10.07.06 № 294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: 1) составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; 2) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел орган Администрации г.о. Самара.. Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе из-за отсутствия денежных средств. Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы. Учредителем общеобразовательного учебного учреждения № по его Уставу является Департамент управления имуществом городского округа Самара (п. 1.5 Устава МОУ СОШ №). Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе не осуществляют. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию городского округа Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара, Департамент управления имуществом администрации г.о.Самара, выделить необходимые денежные средства на приведение материально- технической базы МОУ СОШ № в соответствие с действующим законодательством об образовании, воинской обязанности и военной службе, а МОУ СОШ № обязать провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения материально- технического состояния школы в соответствии с действующим законодательством, а именно: оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы, электронный стрелковый тренажер). Судом постановлено вышеизложенное решение, которое в кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить, считая его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы кассатора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Кировского района г.Самары в МОУ СОШ № проведена проверка соблюдения законодательства РФ об образовании, в ходе которой установлены нарушения, а именно: отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На основании ст.11 ФЗ РФ №53-ФЗ от 28.03.1998г.» О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны ; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, в образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание. В соответствии со ст.12 указанного выше закона, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны Статьей 13 вышеназванного закона предусмотрено, что до призыва на службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы ведется педагогическим работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ № 34 от 24.02.10г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знанием в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» предусмотрено, что органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально- техническое оснащение образовательное учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организует работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывает содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвует в организации учебных сборов; взаимодействует с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов. В соответствии с п.13 Приказа обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»- в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины -«Безопасность жизнедеятельности»- в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Пунктом 14 вышеуказанного Приказа установлено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно- материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). На основаниист.51 ФЗ РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 31, 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 66 Устава г.о. Самара от 10.07.06 №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел орган Администрации г.о. Самара. Департамент образования администрации г.о.Самара в силу Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением главы г.о.Самара от 15.09.06г.№22, является отраслевым функциональным органом администрации г.о.Самара, одним их основных задач которого является обеспечении развития материально- технической базы муниципальных образовательных учреждений г.о.Самара. Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ № являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. Установлено, что учредителем МОУ СОШ № согласно Уставу является Департамент управления имуществом г.о. Самара (п.1.5 Устава МОУ СОШ №). Однако Администрацией г.о. Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара до настоящего времени денежные средства на устранение нарушений требований законов об образовании и воинской обязанности и военной службе МОУ СОШ № г. Самары не выделены. При таких обстоятельствах, проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о.Самара, и МОУ СОШ № ненадлежащим образом выполняли свои функциональные обязанности, не предприняли всех необходимых мер по ликвидации сложившейся в МОУ СОШ № ситуации по устранению нарушений требований законодательства об образовании, воинской обязанности и военной службе. В связи с чем, обоснованно судом требования прокурора удовлетворены. Доводы кассационной жалобы представителя администрации г.о.Самары об исполнении расходных обязательств в отношении МОУ СОШ № в полном объеме, не могут быть приняты во внимание и служить к отмене решения суда. Администрация г.о.Самара является собственником имущества муниципального образовательного учреждения, в связи с чем обоснованно возложил на нее обязанность по устранению нарушений требований законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе. Довод кассатора о том, что обязанность по финансированию мероприятий по подготовке граждан к военной службе действующим законодательством на органа местного самоуправления не возложена, также не может служить основанием для отмены решения суда, так как основан на неправильном толковании норм действующего законодательства. Доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самары о незаконности и необоснованности решения суда по иным основаниям несостоятельны по вышеприведенным мотивам. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Кировского районного суда г. Самары от 05.05.2011 г.- оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о. Самара – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи-