Судья Колесникова Л.Ю. гр. дело №33-5800 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Лазарева Н.А., судей Минеевой О.Г., Опритова И.П., с участием прокурора Гуляевой Е.С., при секретаре Хоциной О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам администрации г.о. Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 07 апреля 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Министерств имущественных отношений Самарской области передать в собственность г.о. Самара земельный участок, расположенный под зданием МОУ СОШ №137 по адресу: <адрес>, внутренняя литера АА1 с целью регистрации права собственности на земельный участок, занимаемого зданием школы и последующей передачи нежилого здания МОУ СОШ №137 на праве оперативного управления. Обязать МОУ СОШ №137 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту управления имуществом администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, Департаменту финансов городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью регистрации права оперативного управления на здание МОУ СОШ №137. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент образования администрации городского округа Самара, Департаменту финансов администрации городского округа Самара выделить денежные средства в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью оформления права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и последующей передачи нежилого здания МОУ СОШ №137 на праве оперативного управления». Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителей Министерства имущественных отношений Самарской области – Зубовой Е.В. (по доверенности) и Департамента образования администрации г.о. Самара – Семенова А.В. (по доверенности), объяснения представителя МОУ СОШ №137 – Зиминой А.В. (по доверенности), заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Железнодорожного района города Самары обратился в суд с иском к МОУ СОШ №137, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту финансов администрации г.о. Самара о возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности. В обоснование своих требований прокурор указал, что в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением школа №137 Железнодорожного района г. Самара законодательства о лицензировании. Проверкой установлено, что на основании Постановления Правительства Самарской области №38 от 20.04.05 «О передаче государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №№ <данные изъяты>, находящейся в собственности Самарской области, в собственность г. Самара» и акта приема-передачи от 15.07.05 в собственность г.о. Самара передано государственное образовательной учреждение «средняя образовательная школа №№ <данные изъяты>», включая здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, внутренняя литера АА1. Вместе с тем земельный участок, расположенный под зданием школы, в муниципальную собственность передан не был, в связи с чем у Департамента управления имуществом г.о. Самара отсутствует возможность регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, и передачи указанного здания на праве оперативного управления МОУ СОШ №137. В связи с невозможностью оформления права оперативного управления на здание МОУ СОШ №137 у школы отсутствует возможность получить лицензию на ведение медицинской деятельности. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Министерство имущественных отношений Самарской области передать в собственность г.о. Самара земельный участок, расположенный под зданием МОУ СОШ № 137 по адресу: <адрес>, внутренняя литера АА1, с целью регистрации права собственности на земельный участок, занимаемый зданием школы, и последующей передачи нежилого здания МОУ СОШ №137 на праве оперативного управления; обязать МОУ СОШ №137 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту финансов г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью регистрации права оперативного управления на здание МОУ СОШ №137; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, Департамент финансов администрации г.о. Самара выделить денежные средства в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью оформления права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, внутренняя литера АА1, и последующей передачи нежилого здания МОУ СОШ №137 на праве оперативного управления. Судом было постановлено указанное выше решение. В кассационных жалобах представители администрации г.о. Самара и министерства имущественных отношений Самарской области просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права. В соответствии со ст.5 ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним - с другой. В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. В соответствии со ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Согласно ст.18 ФЗ-131 от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета. Согласно п.12 ч.1 ст. 15 ФЗ-131 к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи. В соответствии со ст.31 Бюджетного кодекса РФ, принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ. В соответствии со ст.9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета (ст. ст. 38, 52 ФЗ-131). Судебная коллегия полагает, что с учетом вышеуказанных норм права суд необоснованно обязал МОУ СОШ №137 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту финансов г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью регистрации права оперативного управления на здание МОУ СОШ №137, поскольку школа не наделена данными полномочиями. Возложение на Департамент управления имуществом, Департамент образования и Департамент финансов администрации г.о. Самара, администрацию т.о. Самара обязанности выделить денежные средства в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью оформления права муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и последующей передачи нежилого здания МОУ СОШ №137 на праве оперативного управления по существу является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления в их хозяйственную деятельность и бюджетные полномочия муниципальных образований, что недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормами права. Также необоснованно суд возложил на Министерство имущественных отношений обязанность передать в собственность г.о. Самара земельный участок, расположенный под зданием МОУ СОШ №137 по адресу: <адрес>, внутренняя литера АА1 с целью регистрации права собственности на земельный участок, занимаемый зданием школы, и последующей передачи нежилого здания МОУ СОШ №137 на праве оперативного управления. Правительством Самарской области 20.04.05 в собственность городского округа Самара было передано государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № № <данные изъяты> как имущественный комплекс. В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.01 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Таким образом, собственником земельного участка в силу прямого указания закона является городской округ Самара. Земельный участок, расположенный под зданием муниципального образовательного учреждения по адресу: <адрес>, является разграниченным. В силу Закона Самарской области от 30.05.06 № 45-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» на министерство имущественных отношений возложены полномочия на распоряжение земельными участками в г.о. Самара, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством. Суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, указанные нормы права не учел. При таких обстоятельствах решения суда подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом в полном объеме, судебная коллегия полагает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым прокурору в удовлетворении исковых требований отказать. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 07.04.11 отменить. Постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Самары. Председательствующий: Судьи: