Оспаривание нормативного акта



Судья Волкова М.В. № 33- 5898 /11

Определение

14 июня 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Гороховика А. С.,

судей Сорокиной Л. А., Акининой О. А.,

при секретаре Самодуровой А. И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти, Самарской области от 20 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Заявление общества с ограниченной ответственностью «Неотрейд» о признании недействующими нормативных правовых актов в части - Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах» удовлетворить.

Признать пункт 4 Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим с момента официальной публикации постановления в Газете города Тольятти «<данные изъяты>», (1209), ДД.ММ.ГГГГ.

Признать пункт 5 Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления», с момента официальной публикации постановления в Газете города Тольятти «<данные изъяты>», (1209), ДД.ММ.ГГГГ.

Признать Постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим в части слов абзаца 2 пункта 5 «принятых до вступления в силу настоящего постановления», со дня принятия постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1.

Обязать мэрию городского округа Тольятти опубликовать в Газете города Тольятти «<данные изъяты>» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу. ».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л. А., объяснения Тупиковой М. В. представителя мэрии городского округа Тольятти по доверенности от 24.12.2010г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ООО «Неотрейд» Речкина В. Ю. по доверенности от 24.03.2011г., судебная коллегия,

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Неотрейд» обратилось в суд с заявлением к мэрии г.о. Тольятти о признании недействующими нормативных правовых актов в части - Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -пЛ « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах».

В обоснование своих требований ООО «Неотрейд» указывало, что оспариваемыми постановлениями не обеспечивается выбор земельного участка на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, поданного юридическим лицом в орган местного самоуправления до вступления в силу постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1.

Считает, что постановление в редакции с изменениями, в оспариваемой части, не соответствует требованиям ст.ст.30-31 ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере земельных отношений по осуществлению предпринимательской деятельности, связанной со строительством при уже совершённом обращении в ОМС с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в порядке ст.31 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Неотрейд» обратилось на имя мэра г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания с кафе, общей площадью 1490 кв.м., площадью застройки 723 кв.м. с расположением по ориентиру: <адрес>, севернее <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Неотрейд» обратилось в УАиГ мэрии г.о. Тольятти с заявлением о продолжении работ по выбору земельного участка для строительства административного здания с кафе, была утверждена постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Неотрейд» обратилось в УАиГ мэрии г.о. Тольятти с заявлением о продолжении работ по выбору земельного участка, представив акт выбора земельного участка.

Однако постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за -п/1 мэрия г.о. Тольятти отказала ООО «Неотрейд» в размещении административного здания с кафе по адресу: <адрес>, севернее <адрес>, со ссылкой на наличие Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах».

Считает, что постановление мэрии г.о. Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ, являющееся муниципальным правовым актом, в нарушение ст.4 ГК РФ распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, противоречат требованиям федерального закона, положениям ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ и ст.4 Гражданского кодекса РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства заявитель и просил суд признать пункт 4 Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», недействующим с момента официальной публикации постановления в СМИ: «<данные изъяты>», (1209), ДД.ММ.ГГГГ; пункт 5 Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ - п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», недействующим в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления», с момента официальной публикации постановления в СМИ: «<данные изъяты>», (1209), ДД.ММ.ГГГГ; Постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков; государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», недействующим в части слов абзаца 2 пункта 5 «принятых до вступления в силу настоящего постановления», со дня принятия постановления.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просит решение отменить, считая его незаконным, необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что жалоба подлежит удовлетворению, решение отмене, как постановленное с неправильным определением обстоятельства, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую, юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ за -П/1 Мэрией г.о. Тольятти принято Постановление «Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах». ( л.д. 510-53).

П. 1 данного постановления установлены и перечислены случаи предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах.

Оспариваемым п. 4 постановления указывается, что «со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещении объектов в случая, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются»

П. 5 постановления предусматривает, что действие настоящего постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до вступления в силу настоящего постановления.

Постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 внесены изменения в Постановление Мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ за -П/1 «Об установления перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах». Оспариваемым абз. 2 п. 5 предусмотрено, что «действие настоящего постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков:- на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до вступления в силу настоящего постановления» (л.д. 54).

Судом установлено, что официальная публикация —постановления -мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 осуществлена в Газете города Тольятти «<данные изъяты>», (1209), ДД.ММ.ГГГГ.

Официальная публикация Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 в СМИ: «<данные изъяты>», (1214), ДД.ММ.ГГГГ.

Поэтому суд пришел к правильному выводу, что у мэрии г.о. Тольятти имелись законные основания для принятия Постановления мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах».

Однако, суд, удовлетворяя заявленные требования и применяя ст. ст. 4 ГК РФ, ст. ст. 30, 31 ЗК РФ исходил из того, что в силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ у органа местного самоуправления возникает установленная законом корреспондирующая обязанность по заявлению юридического лица - обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

То есть, регламентируя порядок действий органа местного самоуправления до оспариваемого постановления, суд пришел к выводу о противоречии п. 4, п. 5 постановления Мэрии г. о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ действующему законодательству, поскольку они распространяются на отношения, возникшие до их введение в действие.

Между тем, по мнению судебной коллегии по гражданским делам, с данными выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с п. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление, находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Данный пункт введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 365-ФЗ.

Вышеуказанное оспариваемое постановление и принято в силу прямого указания закона, в соответствии п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ и на основании ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях обеспечения прозрачности процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.п. а п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29.11.2007г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Из п. 4 оспариваемого постановления усматривается, что он распространяет действие постановления на правоотношения, возникшие после его принятия, а именно предоставление земельных участков в перечисленных в постановлении случаях будет осуществляться исключительно на торгах с даты вступления в силу данного постановления.

Поэтому не усматривается противоречий оспариваемого пункта постановления федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушений прав и законных интересов граждан и юридический лиц, поскольку сам по себе факт обращения гражданина или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта не представляет права на земельный участок.

В соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления «действие постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до вступления в силу настоящего постановления».

В соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления, в случае если до вступления в силу оспариваемого постановления принято решение о предварительном согласований места размещения объекта, в этом случае земельный участок предоставляется без проведения торгов, на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Указанный пункт соответствует части 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Поэтому решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а поскольку, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, то надлежит вынести новое решение, отказав в заявленных требованиях ООО «Неотрейд».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

Определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 20 апреля 2011 года отменить, вынести новое решение, отказав в удовлетворении заявления ООО «Неотрейд».

Председательствующий

Судьи