О предоставлении социальной выплаты на приоюретение жилого помещения



Судья: Чернышев М.В. гр. дело № 33-6034/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Ермаковой Е.И.,

Судей: Балыкиной Г.В., Калинниковой О.А.,

с участием прокурора Сирик Ю.В.,

при секретаре Самодуровой А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 07 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Самары удовлетворить.

Обязать Главу г.о.Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Алексеевой Н.Д. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., возражения Алексеевой Н.Д. на доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Октябрьского района г. Самара, действуя в интересах Алексеевой Н.Д., обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указав, что Алексеева Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к числу детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилое помещение за Алексеевой Н.Д. не закреплялось, жилья для проживания она не имеет. На основании заявления Алексеевой Н.Д., она была включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о.Самара. Однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Алексеевой Н.Д. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара не ниже установленных социальных норм благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит отменить решение суда, считает себя ненадлежащим ответчиком.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п.2 ч.2, ч.3 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

В силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.06 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно ст.5 Закона Самарской области 07.07.05 № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Из материалов дела следует, что Алексеева Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Алексеева Н.Д. была направлена в детский дом ребенка г.Сызрани. На основании приказа от 21.06.1993 г. Алексеева Н.Д. переведена в Специальную коррекционную школу-интернат для детей-сирот г.Чапаевска и находилась на полном государственном обеспечении. С 06.09.2001г. по 31.08.2006г. обучалась в Камышлинской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время Алексеева Н.Д. находится в «Социальном приюте для детей и подростков «Ровесник», жилого помещения за ней не закреплялось, личного жилья для проживания она не имеет.

На основании заявления от 12.03.2008 года Алексеева Н.Д. включена в Список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.о.Самара.

Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 28.01.2011г. утверждён список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления жилых помещений по договорам социального найма по городскому округу Самара на 2011 год.

В данном списке Алексеева Н.Д. значится под номером .

Право Алексеевой Н.Д. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиками не оспаривается.

До настоящего времени Алексеевой Н.Д. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.

В ходе рассмотрения дела Алексеева Н.Д. подтвердила свои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Алексеевой Н.Д. подлежат удовлетворению.

Доводы о том, что при реализации права Алексеевой Н.Д. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.

Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Алексеевой Н.Д. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара за счет средств бюджета Самарской области на Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, поскольку в соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.

В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара Глава городского округа Самара, Администрация г.о. Самара, возглавляемая Главой, а также Департамент управления имуществом г.о. Самара входят в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара.

Именно названные органы местного самоуправления, в соответствии с Уставом г.о. Самара, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией (полномочиями).

С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Октябрьского района г. Самара, обязав Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Алексеевой Н.Д. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.

Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о.Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.

Не могут служить основанием для отмены правильного решения и другие доводы кассационной жалобы, поскольку они не опровергают выводы суда по имеющим значение для дела вопросам.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.      

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 07 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: