Предоставление жилого помещения вне очереди лицу,оставшемуся без попечения родителей.



Судья Бородина Л.А. гр. касс. дело № 33- 5911/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2011 года

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего: Николаевой Н.М.,

судей: Гороховика А.С., Ефремовой Л.Н.,

с участием прокурора Нехаевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05 мая 2011 года, которым постановлено:

«Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Ремневу В.Е. вне очереди жилую площадь в <адрес> на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент представления жилой площади ».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение оставить без изменений,

судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец - прокурор г.Тольятти Самарской области в интересах Ремнева В.Е., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, обратился в суд к Мэрии г.о.Тольятти с иском о предоставлении вне очереди жилого помещения Ремневу В.Е., как лицу оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти -р/4 от ДД.ММ.ГГГГ, Ремнев В.Е. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма с составом семьи 1 человек, однако до настоящего времени Ремнев В.Е. жильем не обеспечен.

Прокурор г.Тольятти просил суд обязать Мэрию г.о.Тольятти предоставить Ремневу В.Е. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

Соистец Ремнев В.Е. иск поддержал, просил предоставить ему вне очереди жилое помещение.

Ответчик иск не признал.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представителем Мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда.

На основании ст. 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004г. «О введении в действие ЖК РФ», с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п.2 ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 4 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Статьей 8 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательного учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в радах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждена исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходным обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании п.2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.06г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что Ремнев В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец Ремнева В.Е.ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Ремнева В.Е.ФИО8 лишена родительских прав.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.

Какого -либо жилья за Ремневым В.Е. не закреплено.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти -р/4 от ДД.ММ.ГГГГ, Ремнев В.Е. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма с составом семьи 1 человек, однако до настоящего времени Ремнев В.Е. жильем не обеспечен.

Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.

Данный довод судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание по следующим основаниям.

Так, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище», при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Постановлением Мэра г.о. Тольятти /п от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семьи из трех человек и более человек - по 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи

Таким образом, жилищные права Ремнева В.Е. подлежат защите путём предоставления ему вне очереди жилой площади.

Ответчик в суде первой инстанции не оспаривал, что обязанность по предоставлению Ремневу В.Е. жилья лежит на Мэрии г.о.Тольятти.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что на мэрию г.о.Тольятти следует возложить обязанность обеспечить истца жилой площадью в <адрес> на состав один человек по установленной норме, действующей на момент представления жилой площади.

Доводы кассационной жалобы представителя Мэрии г.о.Тольятти о том, что истец в списке внеочередников значится под № 89, что предоставление жилья Ремневу В.Е. вне очереди ущемит права на жилье других детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, внесенных в список раньше, не могут быть основанием для отмены решения суда по изложенным выше мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: