Судья: Занкина Е.П. Гр.д. № 33-6128/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ «16» июня 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Решетняк М.А. судей: Акининой О.А. и Сорокиой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Будиловского Ф.И. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29 апреля 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении заявления Будиловского Ф.И. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений по Самарской области- отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Будиловский Ф.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений по Самарской области. В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, используемого под садоводство, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Золотые пески ВМЗ», участок №. Однако, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, в связи с тем, что указанный участок числится в государственном лесном фонде, относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № Задельненского участкового лесничества Ново-Буяновского лесничества. Ссылаясь на то, что Министерством была нарушена процедура, предусмотренная Порядком предоставления земельных участков, заявитель просил суд признать незаконными действия Министерства имущественных отношений по Самарской области, а именно: направление в Департамент лесного хозяйства Самарской области и Отдел водных ресурсов Самарской области писем от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации по испрашиваемому земельному участку; требование о предоставлении в Отдел водных ресурсов Самарской области подробного картографического материала с нанесенной береговой линией водного объекта, определенной в соответствии с Водным кодексом РФ, схемой земельного участка и минимальным расстоянием от него до береговой линии водного объекта, содержащееся в направленном ему письме от ДД.ММ.ГГГГ; приостановление процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, о чем информация была доведена до него письмом от ДД.ММ.ГГГГ; требование о предоставлении ему дополнительных документов в соответствии с законом «О земле», изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ; направление писем в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений по земельному участку. Просил признать незаконным и отменить решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным возврат Министерством поданного им заявления и других приложенных к письму от ДД.ММ.ГГГГ документов в связи с направлением отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязать их осуществить прием всех документов бесплатно, а также просил обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области в соответствии с ч.6 ст.28 Закона РФ «О садоводческих объединениях» принять решение о предоставлении ему в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка согласно поданному ДД.ММ.ГГГГ заявлению. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Будиловский Ф.И. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу п.2 ст.9 Закона Самарской области «О Земле» № 94-ГД от 11.03.2005г. (далее- Закон) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного ч.З настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством. На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74. В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии, либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Суд в решении правильно указал, что обязанность истребования информации относительно испрашиваемого земельного участка возложена на Министерство имущественных отношений Самарской области. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Будиловский Ф.И. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Золотые пески», участок №, для ведения садоводства. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило запрос в Департамент лесного хозяйства Самарской области о предоставлении информации о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к участкам леса земель лесного фонда или к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). Кроме того, был направлен запрос в Отдел водных ресурсов по Самарской области о предоставлении сведений о том, находится ли данный земельный участок в водоохраной зоне, в береговой полосе водного объекта. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижнее- Волжское БВУ сообщил, что указанный выше испрашиваемый земельный участок, находится вне водоохраной зоны, вне береговой полосы водных объектов. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений сообщило заявителю о том, что приостановило процедуру предоставления земельных участков членам СНТ «Золотые пески ВМЗ» в связи с получением от членов СНТ «Жигули» заявлений о предоставлении земельных участков, относящихся к земельному участку, отведенному СНТ «Золотые пески ВМЗ», и обратилось в прокуратуру г. Самары с заявлением о проведении проверки соблюдения действующего законодательства должностными лицами СНТ «Золотые пески ВМЗ». При этом указало, что решения по предоставлению земельных участков будут приниматься после выяснения правоохранительными органами всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного вопроса. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило запрос Министру природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о предоставлении сведений о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам), если да, то в каком квартале лесничества территориально расположен данный земельный участок. Кроме того, был направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара о предоставлении следующей информации: относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть ( с указанием площади этой части) к территории общего пользования, которая согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации; к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование данного земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны; о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка. Установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала № Задельненского участкового лесничества Ново- Буянского лесничества, что подтверждается сообщением Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ В связи с указанными обстоятельствами, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. В силу подпункта 1 п.2 ст.91 Лесного кодекса РФ, первичная документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, отражается в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009г. № 34. Согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков. На основании п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а в силу ст. 83 настоящего кодекса, распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ. Суд пришел к правильному выводу о том, что информация об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда предоставлена уполномоченным органом. Судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании представителем Министерства имущественных отношений Самарской области, что ими были нарушены сроки направления запросов о предоставлении информации относительно испрашиваемого земельного участка. Однако, принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также учитывая, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям государственного лесного фонда, суд пришел к правильному выводу о том, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в направлении вышеуказанных запросов и отказе заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка являются законными, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления в полном объеме. Ссылка кассационной жалобы на сообщение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок расположен в зоне коллективных садоводств и дачных кооперативов (Ж1-1) и использование данного участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования, не может являться основанием для удовлетворения заявления по изложенным выше основаниям. Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, лишены оснований, все обстоятельства дела судом исследованы полно, всесторонне и объективно, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильность выводов суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Будиловского Ф.И. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: