о признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья: Лопутнев В.В. № 33-5886 /2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Моргачевой Н.Н.

Судей – Тарасовой С.М. и Гороховика А.С.

при секретаре Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – Отдела Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 15 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Дробыжева В.Н. удовлетворить.

Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы Дробыжева В.Н. с 27.01.1981 года по 1.03.1991 года в должности дорожного мастера по ремонту дорог Алексеевского дорожного ремонтно-строительного участка, с 1.03.1991 года по 2.12.2000 года в должности мастера (старшего мастера) Алексеевского межрайонного дорожного ремонтно-строительного управления.

Обязать ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе произвести начисление пенсии Дробыжеву В.Н. с 6.10.2010 года (с момента обращения в Пенсионный фонд)».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя ГУ – Отдела Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Кузнецовой С.Г. в поддержание доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дробыжев В.Н. обратился в суд с иском ГУ – Отделу Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. В иске указал, что 15.10.2010 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п/п.2 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», не включив в стаж работы с тяжелыми условиями труда периоды работы в Алексеевским дорожном ремонтно-строительном участке

- с 27.01.1981 года по 28.02.1991 года в качестве мастера по ремонту дорог;

- с 01.03.1991 года по 23.03.1998 года в должности мастера;

- с 24.03.1998 года по 02.12.2000 года в должности старшего мастера.

Между тем, он, работая мастером, постоянно находился на объектах полный рабочий день в полевых условиях, выполнял сверхурочные работы, т.к. укладка горячего асфальта требовала непрерывного процесса выполняемых работ по ремонту дорог. Данная категория работ относится к тяжелым условиям труда, предусмотренным Списком № 2.

Он, работая мастером, контролировал все строительные работы, отвечал за безопасность и фактически работал мастером строительных и монтажных работ.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Дробыжев В.Н. просил признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии с тяжелыми условиями труда незаконным, включить в льготный стаж указанные периоды работы и назначить пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе просит отменить решение суда как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно п.2 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин) по достижению ими возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12,5 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с п.1 п/п.«б» Постановления Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 года «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, используется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года.

При этом время выполнявшихся до 1.01.1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 года, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 года.

В соответствии с п.6 раздела 2 «Правил...», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты.

Из материалов дела следует, что Дробыжев В.Н. согласно диплому имеет специальность «промышленное гражданское строительство». Согласно записям в трудовой книжке, архивным данным и материалам пенсионного дела Дробыжев В.Н. работал в Алексеевском ДРСУ, реорганизованном в Алексеевское МДРСУ,

- с 27.01.1981 года по 01.03.1991 года в должности дорожного мастера по ремонту дорог,

- 01.03.1991 года по 2.12.2000 года в должности мастера (старшего мастера»).

Приказом от 04.05.1985 года за Дробыжевым В.Н. закреплен капитальный и средний ремонт по всем дорогам. Как следует из титульного списка автодорог за Алексеевским МДРСУ было закреплено 26 объектов, в т.ч. с дорожно-мостовыми сооружениями. Согласно лицензиям 1996, 1997 годов разрешенным видом деятельности Алексеевского МДРСУ в этот период являлось выполнение строительно-монтажных работ, работ по установке, монтажу, обслуживанию и ремонту дорожных знаков, нанесению дорожной разметки. Предметом деятельности Алексеевского МДРСУ, исходя из Устава, являлись: ремонт, содержание, благоустройство, реконструкция автодорог, дорожно-мостовых сооружений, домов и других объектов дорожного хозяйства; строительстве ремонт, реконструкция объектов промышленного и гражданского назначения. Представленные акта приемки законченных работ по строительству и ремонту автодорог свидетельствуют об участии Дробыжева В.Н. в качестве мастера в проведении указанных работ.

06.10.2010 г. Дробыжев В.Н. обратился в ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему решением комиссии от 15.10.2010 года отказано со ссылкой на то, что указанные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж, включены в общий страховой стаж.

Удовлетворяя исковые требования Дробыжева В.Н., суд исходил из того, что представленные истцом доказательства указывают на возможность отнесения занимаемой им должности к должности мастера строительных работ. Наличие у организации лицензии на осуществление строительно-монтажных работ свидетельствует об отнесении Алексеевского МДРСУ к строительной организации.

Отсутствие или неточное указание в документах наименования должностей и производств при доказанности фактической работы в должности и в производстве, предусмотренных Списком, не может служить основанием для отказа в начислении пенсии на льготных условиях.

Между тем, с данным выводом суда согласиться нельзя.

Списком № 2 от 1991 года (раздел XXVII. «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»), поз.22900006-23419 предусмотрена должность «мастер строительных и монтажных работ». Занятость Дробыжева В.Н. в период с 01.03.1991 года по 02.12.2000 года в течение полного рабочего дня именно на работе в этой должности представленными доказательствами не подтверждено.

То обстоятельство, что согласно постановлению Госстроя СССР № 131 от 3.07.1987 года к строительным организациям относились и ремонтно-строительные организации, что в должностные обязанности мастера строительных и монтажных работ строительных организаций, в соответствии с данным постановлением, а также Квалификационным справочником, утвержденным Постановлением Минтруда РФ № 94 от 31.12.2003 года, входило обеспечение выполнения плана строительно-монтажных работ на участке, контроль соблюдения технологии производства работ и обеспечение их надлежащего качества, производство необходимых разбивочных работ, геодезический контроль в ходе выполнения технологических операций и замеры объемов строительно-монтажных работ, организация приемки материалов, их учет и отчетность, прием законченных работ и др. само по себе не свидетельствует о том, Дробыжев В.Н. фактически в указанный период в течение полного рабочего дня выполнял обязанности мастера строительных и монтажных работ в строительной организации. Согласно материалам дела истец осуществлял свою деятельность при капитальном и среднем ремонте дорог, в том числе с дорожно-мостовыми объектами, что не тождественно выполнению обязанности мастера строительных и монтажных работ в строительной (ремонтно-строительной) организации.

При этом Приложением к Постановлению Госстроя СССР от 03 июля 1987 г. № 131 об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций предусмотрены должности как мастера строительных и монтажных работ, так и мастера.

Списком № 2 от 1956 года (раздел XXIX. «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций») предусмотрена должность «мастер (десятник) и прораб».

В период с 27.01.1981 года по 01.03.1991 года истец работал в должности дорожного мастера по ремонту дорог. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что он работал в качестве мастера на строительстве зданий и сооружений, в том числе дорожно-мостовых.

Представленные истцом письменные документы не подтверждают занятость истца в указанные периоды в должностях и на производствах, указанных в Списке № 2 как 1956, так и 1991 г. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для вывода о том, что в указанные выше периоды истец выполнял работу, подлежащую включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Учитывая, что все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела установлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 15 апреля 2011 года отменить, вынести новое решение об отказе в иске.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 15 апреля 2011 года отменить.

Постановить новое решение, которым в иске Дробыжеву В.Н. к ГУ – Отделу Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе о включении периодов работы в льготный трудовой стаж отказать.

Председательствующий:

Судьи: