16 июня 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Моргачевой Н.Н., Судей: Тарасовой С.М., Ефремовой Л.Н. при секретаре: Мучкаевой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Администрации г.о. Самара и Департамента образования Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 26 апреля 2011 года, которым постановлено: «Заявление Управления Роспотребнадзора по Самарской области о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно эпидемиологического законодательства в МОУ средняя общеобразовательная школа «Самарская Вальдорфская школа» г.о. Самара. Обязать администрацию г.о. Самара и департамент образования администрации г.о. Самара устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - установить при обеденном зале умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест с оборудованием электрополотенцами или одноразовыми полотенцами; - установить для мытья столовой посуды трехсекционную ванну, для мытья стаканов -двухсекционную ванну; - установить для мытья мелкого кухонного разделочного инвентаря отдельную раковину; - установить для мытья рук персонала умывальную раковину с подводкой горячей воды и холодной воды со смесителем, оборудованную устройством для размещения мыла и индивидуальных одноразовых полотенец; - установить раковину для промывания проточной водой индивидуальной упаковки консервированных продуктов; - оборудовать помещение буфета - раздаточной приточно-вытяжной механической вентиляцией отдельной от системы вентиляции жилого здания, в котором располагается школа; оборудовать моечные ванны, являющиеся источниками повышенной влажности локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя Администрации г.о. Самара по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Серповой А.В. в поддержание доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Николаевой Л.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Управление Роспотребнадзора по Самарской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара и Департамента образования Администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих требований Управление указало, что в апреле 2009 года проведена плановая проверка соблюдения МОУ средней общеобразовательной школой «Самарская Вальдорфская школа» г.о. Самара требований законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии, по результатам которой установлен ряд нарушений санитарного законодательства за период 2009 - 2010 года, в связи с чем школе дважды выдавались предписания об организации питания в соответствии с санитарными требованиями. За невыполнение указанных предписаний школа привлекалась к административной ответственности. В ноябре 2010 года Управлением Роспотребнадзора по Самарской области по жалобе Байковой, проживающей в жилом доме по адресу: ул. Пушкина, 284, - проведено административное расследование в отношении школы по вопросу нарушения в организации питания обучающихся, работы пищеблока, расположенного по указанному адресу. В результате данного расследования выявлен ряд нарушений требований СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в связи с чем в отношении школы был составлен протокол об административном правонарушении, материалы административного расследования направлены в суд для принятия решения. Ссылаясь на то, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью обучающихся, Управление Роспотребнадзора по Самарской области, уточнив в ходе судебного разбирательства свои исковые требования в связи с устранением части нарушений требований санитарного законодательства, просило суд обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент образования Администрации г.о. Самара устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - установить при обеденном зале умывальники из расчёта 1 кран на 20 посадочных мест с оборудованием электрополотенцами или одноразовыми полотенцами; - установить для мытья столовой посуды трехсекционную ванну, для мытья стаканов -двухсекционную ванну; - установить для мытья мелкого кухонного разделочного инвентаря отдельную раковину; - установить для мытья рук персонала умывальную раковину с подводкой горячей воды и холодной воды со смесителем, оборудованную устройством для размещения мыла и индивидуальных одноразовых полотенец; - установить раковину для промывания проточной водой индивидуальной упаковки консервированных продуктов; - оборудовать помещение буфета - раздаточной приточно-вытяжной механической вентиляцией отдельной от системы вентиляции жилого здания, в котором располагается школа; оборудовать моечные ванны, являющиеся источниками повышенной влажности локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационных жалобах Администрация г.о. Самара и Департамент образования Администрации г.о. Самара просит решение суда отменить, считая его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным. В соответствии с п.3 ч.1 ст.24 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с ч.1 ст.28 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе, меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Из материалов дела усматривается, что в апреле 2009 года Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена плановая проверка соблюдения МОУ средней общеобразовательной школой «Самарская Вальдорфская школа» г.о. Самара требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в результате которой установлен ряд нарушений санитарного законодательства за период 2009 - 2010 года. Судом установлено, что за невыполнение предписаний об устранении нарушений требований санитарного законодательства МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» г.о. Самара привлекалась к административной ответственности. Из материалов дела также следует, что в ноябре 2010 года Управлением Роспотребнадзора по Самарской области по жалобе Байковой, проживающей в жилом доме по адресу: ул. Пушкина, 284, - проведено административное расследование в отношении МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» по вопросу нарушения требований санитарного законодательства в организации питания обучающихся, работы пищеблока, расположенного по указанному адресу. В ходе административного расследования выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства: - не обеспечены необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; - набор помещений и оборудование пищеблока не позволяет осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию; - объёмно - планировочные и конструктивные решения пищеблока не исключают встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды; а именно: пищеблок работает на сырье при отсутствии цехового деления, имеется только одно производственное помещение площадью 19 кв. м, в котором осуществляются все технологические процессы: мытье столовой и кухонной посуды, обработка сырья (мытье и очистка картофеля, овощей, и фруктов, разделка мяса, рыбы, птицы) приготовление полуфабрикатов (фарш, котлетная масса, тесто и др.), приготовление кулинарной продукции, напитков согласно имеющегося примерного рациона питания и технологических карт, мытье столовой и кухонной посуды. Ежедневно осуществляется приготовление завтраков и обедов в среднем на 65 детей, обучающихся в здании школы по ул. Пушкина (ул. Бр. Коростелевых), 284 и приготовление завтраков и обедов на 90 детей, обучающихся в здании по ул. Буянова, 105. Готовая пища доставляется в термосах в здание школы по ул. Буянова, 105, использованная столовая посуда и термоса доставляются для обработки на пищеблок по ул. Пушкина (ул. Бр. Коростелевых), 284. - для технологической обработки сырых и готовых продуктов отсутствует раздельное оборудование (мясорубка); - не предусмотрено мытье кухонной посуды отдельно от столовой посуды; п.5.8 - не предусмотрена 2-х секционная ванна для мытья кухонной посуды (имеется одна ванна); - обработка продовольственного сырья и осуществление всех производственных процессов по приготовлению кулинарной продукции выполняется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания: поточность технологического процесса нарушена - отмечается перекрест движения сырья и готовой продукции; - не обеспечена доставка полуфабрикатов высокой степени готовности на пищеблок школы, предназначенный для работы на полуфабрикатах; - для обработки сырой продукции (неочищенных овощей, мяса, рыбы и т.п.) используются моечные ванны, предназначенные для мытья кухонной посуды; - нарушается режим обработки яйца (профилактика сальмонеллеза) - в ванне для мытья кухонной посуды в промаркированных ёмкостях, в то время как яйцо должно обрабатываться в отдельном помещении либо в специально отведенном месте мясо-рыбного цеха; - в нарушение требований персонал пищеблока моет руки в производственной ванне для мытья кухонной посуды, что не допускается в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди обучающихся, умывальная раковина для мытья рук персонала отсутствует; - работники персонала допускают ношение ювелирных украшений (серьги). Нарушаются требования СП 2.3.6.1079 - 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; - вытяжная вентиляция не отвечает требованиям (в окне пищеблока на 1 этаже), в то время как шахта вытяжной вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхности плоской кровли на высоту не менее 1 м; - объёмно-планировочные и конструкторские решения пищеблока не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, не исключают встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды; пищеблок, предназначенный для работы на полуфабрикатах, работает на сырье; - набор и площади помещений пищеблока не соответствуют мощности организации и не обеспечивают соблюдение санитарных правил и норм; - отсутствует специально выделенное помещение, оборудованное ваннами для мытья оборотной тары - термосов для доставки пищи в здание школы по ул. Буянова, 105 (мытье термосов производится в моечных ваннах для кухонной посуды по адресу ул. Пушкина, 284); - не обеспечены условия для хранения овощей - хранятся на подоконнике при температуре выше +12 градусов по норме; - при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий не соблюдается поточность технологических процессов; - не обеспечена раздельная обработка сырых и готовых продуктов в специально оборудованных цехах (обработка проводится совместно в одном помещении). В связи с выявленными нарушениями Управление Роспотребнадзора по Самарской области выдало МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» предписания об устранении нарушений требований санитарного законодательства. Судом установлено, что на момент разрешения настоящего гражданского дела, часть выявленных нарушений устранены, а именно: пищу не готовят в пищеблоке школы, обязательства по приготовлению и доставке пищи выполняет ООО «Хозяюшка» на основании договора от 01.04.2011 года. Пищеблок переведен на работу в условиях буфета-раздаточной готовых блюд. Между тем, судом установлено, что до настоящего времени часть нарушений требований санитарного законодательства ответчиками не устранена. В соответствии со ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно п. 1.6 Устава Учредителем Самарской Вальдорфской школы является муниципальное образование городской округ Самара. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что не устранение нарушений требований санитарного законодательства влечет несоблюдение прав обучающихся на охрану здоровья, в связи с чем правомерно возложил обязанность на Администрацию г.о. Самара, Департамент образования Администрации г.о. Самара по устранению имеющихся нарушений. Доводы кассационных жалоб о том, что администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств на содержание МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» сверх утвержденных решением Думы г.о. Самара, не может служить основанием к отмене решения, поскольку право несовершеннолетних обучающихся на охрану здоровья не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств. Довод кассационных жалоб о том, что срок для устранения нарушений, указанный в предписании, еще не истек, также является несостоятельным. Как правильно указал суд в своем решении, нарушения требований санитарного законодательства выявлялись неоднократно, что подтверждается материалами дела, однако устранены не были. При этом реализация прав несовершеннолетних на обучение в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов также не может ставиться в зависимость от наступления того или иного срока. Не может быть принят во внимание довод жалобы Департамента образования о том, что в МОУ СВШ имеется списочный состав обучающихся, в связи с чем необоснованно принят и рассмотрен иск в интересах неопределенного круга лиц. Список обучающихся в школе меняется как ежегодно в связи с началом и окончанием учебного года, так и может меняться в течение учебного года по различным обстоятельствам. С учетом изложенного однозначно определить круг лиц, в интересах которых Роспотребнадзором по Самарской области заявлены исковые требования, не представляется возможным. Также несостоятельным является довод жалоб ответчиков о том, чти в решении суд не определил, в какой части каждый из ответчиков должен исполнить решения суда. В процессе создания обучающимся в МОУ СВШ условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, участвуют каждый из ответчиков в соответствии с его компетенцией. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самара от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации г.о. Самара и Департамента образования Администрации г.о. Самара - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: