О признании права собственности.



Судья: Нуянзина С.В. гр.дело № 33-6517

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шуликиной С.М.

судьи Пискуновой М.В., Марушко Л.А.

при секретаре Самодуровой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 12.04.2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Селезневой О.Ю. удовлетворить.

Признать за Селезневой О.Ю. право собственности на земельный участок площадью 21,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> НПГК (за домами и по <адрес>) участок .

Признать за Селезневой О.Ю. право собственности на объект недвижимого имущества - гараж расположенный по адресу: <адрес> НПГК (за домами и по <адрес>) площадью 18,1 кв.м».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., возражения представителя Селезневой О.Ю. в лице Карпова К.Е., действующего по доверенности, исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Селезнева О.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок и расположенный на нем капитальный гараж площадью 21,50 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, НПГК (за домами и по <адрес>), указав, что ее отцу ФИО1 на основании решения Красноглинского райисполкома г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации кооператива по строительству индивидуальных гаражей» был выделен земельный участок под строительство капитального гаража, который был построен в 1967 г. за домом по <адрес> на собственные денежные средства отца. На основании решения Исполнительного комитета Красноглинского района Совета Депутатов трудящихся г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ был организован гаражный кооператив , преобразованный позже в НПГК . Первоначально, при создании кооператива. Членом ГСК являлся ее отец ФИО1, а после смерти отца, с 2004 г. в члены кооператива была включена она.

Указывая на то, что для регистрации права собственности на земельный участок и расположенный на нем гараж ею были заказаны и изготовлены технический и кадастровый паспорта, межевой план на объект, расположенный по адресу: <адрес>, НПГК (за домами и по <адрес>) площадью 21,5 кв.м, однако, при обращении в Министерство имущественных отношений Самарской области ей в государственной регистрации права было отказано, считает, данный отказ необоснованным, т.к. гараж не является самовольной постройкой, построен в 1967 г. на основании решения Красноглинского райисполкома г. Куйбышев от 22.02,1966 г., и находится на земельном участке, выделенном для его постройки. Кроме того, для подтверждения факта создания на земельном участке гаража в соответствии со строительными, санитарно-эпидемиологическими, пожарными нормами, она получила положительные заключения ЗАО фирма «А», отдела гигиены и эпидемиологии в Красноглинском районе г. Самары, Самарского филиала негосударственного учреждения науки «НИИ Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности».

Истица ссылаясь на то, что во внесудебном порядке с учетом изложенных выше обстоятельств оформить свое право собственности на указанные объекты недвижимого имущества она возможности не имеет, просила суд признать за ней права собственности на земельный участок и расположенный на нем капитальный гараж , расположенный по адресу: <адрес>, НПГК (за домами и по <адрес>).

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение по существу правильным и не находит оснований к его отмене.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу ст. 29 ЗК РФ и п.2 ч.2 ст. 5.1, п.11 ч.1 ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Судом установлено, что в феврале 1966 г. Исполнительным комитетом Красноглинского районного Совета депутатов трудящихся г. Куйбышева было принято решение о разрешении организовать кооператив по строительству индивидуальных гаражей в квартале 13 пос. Управленческого, предусмотренных в генеральном плане застройки квартала (л.д.119).

Решением Красноглинского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списка членов гаражного кооператива пос. Управленческий» был утвержден представленный руководством и завкомом моторного завода список граждан, включенных в гаражный кооператив в пос. Управленческий (л.д.10).

Из списка членов кооператива КМЗ, являющимся приложением к вышеуказанному решению видно, что ФИО1 был включен в список под номером 29, проектный номер гаража (л.д.11).

Установлено, что ФИО1 уполномоченным органом было выделено место под строительство гаража, а именно о закреплении в бессрочное пользование и бесплатное пользование земли для строительства кооперативных гаражей на квартале-13 Управленческого городка на территории кооператива .

В соответствии со справкой отдела архитектуры Администрации Красноглинского района г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ , гаражно-строительный кооператив при проведении государственной регистрации в ИФНС по Красноглинскому району г. Самары переименован в некоммерческий потребительский кооператив (л.д.32).

Суд правильно сослался на то, что вышеуказанные решения были приняты в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками и соответствуют требованиям действующего законодательства и требованиям земельного законодательства, действующего на момент их предоставления, т.е. Земельного кодекса РСФСР от 1970 года.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что земельный участок для строительства гаражей был выделен ФИО1 в установленном порядке, вышеуказанные решения никем не оспорены и недействительными не признаны, земельный участок, предоставленный ФИО1 в бессрочное пользование не изымался.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, наследником по закону является истица.

Согласно справки НПГК от ДД.ММ.ГГГГ , Селезнева О.Ю. является владельцем гаража , который расположен по адресу: <адрес> НПГК (л.д.31).

Из протокола общего собрания НПГК от ДД.ММ.ГГГГ видно, что был утвержден список членов НПГК (л.д.26-27), истица была включена в список под номером 18, гараж (л.д.28-30).

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Статья 29 ЗК РСФСР предусматривала, что граждане, вступающие в кооператив индивидуальных застройщиков, которому земля была предоставлена в бессрочное пользование, после распределения земельных участков между его членами становятся владельцами соответствующих земельных участков на тех же условиях, что и кооператив.

Судом установлено, что согласно списку, утвержденному Председателем исполкома Красноглинского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 как члену гаражного кооператива был предоставлен земельный участок для строительства гаража , следовательно, с этого момента у него возникло право пользования данным земельным участком.

В соответствии с п. 9.1 ФЗ РФ №137 от 25.10.2001 г. «О введении в действие ЗК РФ» граждане, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность.

В силу п. 3 ст. 3 указанного выше Федерального закона РФ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Селезнева О.Ю. (дочь ФИО1) является членом НПГК , спорный земельный участок сформирован, с отображением земельного участка, как самостоятельный объект права, места общего пользования не захвачены, границы земельного участка согласованы с соседними землепользователями, общая площадь земельного участка, согласно плану границ земельного участка составляет 21,5 кв.м.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно ст. 59 ЗК РФ, признание прав на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Учитывая установленное, а также учитывая то, что земельный участок сформирован, спора о границах земельного участка не существует, земельный участок представляет единое целое с земельным участком, предоставленным в бессрочное пользование, находится в границах предоставленного участка, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования Селезневой О.Ю. о признании за ней права собственности на земельный участок площадью 21,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> НПГК (за домами и ), гараж подлежат удовлетворению, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования в указанной части.

Судом установлено, что на вышеуказанном земельном участке был возведен капитальный гараж площадью 18,1 кв.м.

Данное обстоятельство подтверждается планом границ земельного участка, кадастровым паспортом на объект недвижимого имущества – гараж, согласно которому объекту недвижимости был присвоен кадастровый номер а также техническим паспортом на гараж, подготовленным ФГУП «Б» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на земельном участке по адресу: <адрес> НПГК (за домами и по <адрес>) расположен гараж площадью 18,1 кв.м (л.д.51-56).

Согласно плану границ земельных участков под гаражи НПГК-303, гараж возведенный отцом истицы в 1967 г., расположен в ряду гаражей, в границах НПГК-303, места общего пользования не захвачены.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной председателем НПГК видно, что паевой взнос на гараж выплачен полностью (л.д.31).

Однако, установлено, что при строительстве гаража не был соблюден установленный законодательством порядок получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, из предоставленного истицей в материалы дела технического паспорта и кадастрового паспорта на гараж , заключений Самарского филиала негосударственного учреждения науки «НИИ Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64-69), ЗАО «А» (л.д.57-63) и отдела гигиены и эпидемиологии Красноглинского района от ДД.ММ.ГГГГ /К (л.д.70-72) видно, что строительство гаража осуществлено с соблюдением градостроительных норм и правил, соответствует требованиям противопожарного законодательства, находится в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии, его дальнейшая эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровья граждан, дальнейшая эксплуатация гаража по своему назначению возможна.

Согласно ответа Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о регистрации прав третьих лиц на спорный земельный участок и гараж, расположенный на нем отсутствует.

Таким образом, установлено, что истица правомерно использует гараж , который не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный гараж возведен на земельном участке, фактически предоставленном для таких целей, паевой взнос выплачен в полном объеме, истица является единственным наследником первой очереди после смерти ФИО1, принявшим наследство, суд правомерно признал за Селезневой О.Ю. право собственности на объект недвижимого имущества – гараж расположенный по адресу: <адрес> НПГК (за домами и по <адрес>) площадью 18,1 кв.м.

Доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений о том, что истицей не предоставлено документов, подтверждающих предоставление спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление земельного участка осуществлялось в соответствии с требованиями земельного законодательства, действующего на момент предоставления участка, т.е. на основании Земельного кодекса РСФСР от 1970 года. Согласно ст. 3, 12 указанного закона – вся земля находилась в собственности государства и предоставлялась в порядке отвода только в пользование, которое в свою очередь было бессрочным и временным. В силу ст. 11 указанного закона, бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока, а временное пользование до 3-х лет или от 3-х до 10 лет.

Ссылка на то, что суд своим актом фактически предоставляет земельный участок в частную собственность, является несостоятельной, основанной на неправильном толковании норм права, т.к. в данном случае спорный участок не может быть предоставлен вновь, ввиду того, что ранее он был отведен в составе земельного участка для строительства гаражей.

Доводы об отсутствии акта о прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, являются необоснованными, поскольку на момент организации кооператива по строительству гаражей в 1966 г. права членов гаражного кооператива в индивидуальном порядке не оформлялись.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для признания право собственности на самовольную постройку без наличия у истицы прав на земельный участок, также являются необоснованными, так как земельный участок был предоставлен именно для целей строительства гаража. Сведений о притязаниях иных лиц на данное имущество, суду не предоставлено.

Доводы жалобы о том, что спорный земельный участок не сформирован, так как не прошел государственный учет, являются несостоятельными, поскольку границы земельного участка определены в соответствии с межевым планом, позволяющим определить конкретное местоположение участка.

Иные доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области не могут быть приняты во внимание, так как все приведенные в жалобе обстоятельства тщательно исследовались судом первой инстанции, все имеющие значение для данного спора обстоятельства по делу установлены правильно и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласилась.

Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда соответствуют требованиям действующего законодательства, а жалоба, не содержит доводов, опровергающих выводов суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: