Предоставление жилого помещения вне очередном порядке



Судья: Маркова Н.В. 33-6276.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Николаевой Н.М.

судей – Ефремовой Л.Н. и Решетняк М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 12 мая 2011 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Петровнину В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Николаевой Н.М., заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах Петровнина В.А. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района, установлено, что Петровнин В.А. остался без попечения родителей, его родители решением Центрального районного суда г. Тольятти от 13.09.1994г. лишены родительских прав.

В настоящее время Петровнин В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес>, однако не имеет закрепленного жилья.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Петровнин В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Однако Петровнин В.А. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассатора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случае.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишение свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Петровнин В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указа ФИО1, в графе «мать» указана ФИО2

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении детей: ФИО3 ФИО4, ФИО5 ФИО6, Петровнина В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С Петровниных взысканы алименты на содержание детей в размере ? части заработка до их совершеннолетия в пользу детских учреждений, куда будут помещены дети.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петровнин В.А. являлся воспитанником <данные изъяты>, находился в учреждении на полном государственном обеспечении.

Согласно справки школы-интернат <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Петровнин В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в указанном учреждении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петровнин В.А. обучался и проживал в <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ также усматривается, что Петровнин В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>

Поскольку закрепленного жилья Петровнин В.А. не имеет, на основании распоряжения заместителя мэра от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищных вопросов» он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек.

До настоящего времени Петровнин В.А. жилым помещением не обеспечен, что подтверждается материалами дела.

Право Петровнина В.А.. на внеочередное предоставление жилья мэрией городского округа Тольятти не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Петровнин В.А. в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма и должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке в силу ст. 57 ЖК РФ.

Ссылка ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», а также на нормы Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обоснованно не принята судом во внимание.

Данные законы определяют порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Положения указанной нормы закона разъяснены и в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 4 квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009г.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия городского округа Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

В связи с чем, довод мэрии городского округа Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, является необоснованным.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006г. №87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется не только путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, но и путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для лиц данной категории.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на мэрию городского округа Тольятти предоставить Петровнину В.А. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти.

Доводы кассационной жалобы мэрии городского округа Тольятти о незаконности и необоснованности решения суда неубедительны по вышеприведенным мотивам.

Все приведенные в кассационной жалобе основания были предметом судебного разбирательства и всем им судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 12 мая 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: