Судья: Кузнецов А.М. Гр.д. № 33-6589 27 июня 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Филатовой Г.В. судей: Пинчук С.В., Салдушкиной С.А. при секретаре Хоциной О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Косаревой С.Б. – Маслова Н.А., на решение Красноярского районного суда Самарской области от 17 мая 2011 г., которым постановлено: «В иске Косаревой С.Б. отказать полностью». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя Косаревой С.Б. – Маслова Н..А., действующего по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Косарева С.Б. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области о признании права собственности на земельный участок. В обоснование указав, что 14.09.2010 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» в собственность бесплатно земельного участка под личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес> Ссылаясь на то, что более 5 месяцев Комитет не предпринимает действий, направленных на утверждение или отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, т.е. фактически не рассматривает заявление о бесплатном предоставлении земельного участка, Косарева С.Б. и обратилась в суд. Просит признать за ней право собственности на земельный участок под личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес> площадью 2000 кв.м., находящийся в пределах кадастрового квартала № и имеющий определенные координаты точек. Судом постановлено вышеизложенное решение, которое в кассационной жалобе представитель Косаревой С.Б. – Маслов Н.А. просит отменить, считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 6 ЗК РФ к объектам земельных отношений относятся: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Статьёй 7 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. По смыслу указанной статьи описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр. Нормы ст. 6 и ст. 11.1 ЗК РФ определяют земельный участок как объект земельных отношений, являющийся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве». Для того чтобы земельный участок являлся объектом правоотношений, он должен отвечать определенным признакам. Основным условием является то, что земельный участок должен быть индивидуализирован. Под индивидуализацией земельного участка понимается выявление таких особых его характеристик, с помощью которых возможно однозначно определить данный участок среди иных земельных участков. Основными признаками земельного участка, с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка. Положениями ст. 34 Кодекса закреплена процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В п. 1 указанной статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Согласно п. 2 ст. 34 Кодекса граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение истребуемым земельным участком. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать земельный участок, его размеры, местоположение и испрашиваемое право (право собственности или аренды) на земельный участок. После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий. Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно. Согласно ч.2 ст. 9 Закона Самарской области « О земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; Ст. 10 Закона регламентирован порядок предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством Правительство Самарской области и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого Правительство Самарской области и органы местного самоуправления обязаны: 1) принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий юридических лиц, если иное не установлено законом; 2) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; 3) обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления. 3. В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения. Судом установлено, что Косарева С.Б. обратилась к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес> До настоящего времени органом местного самоуправления не утверждена и не выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Суд пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок, не является объектом земельных правоотношений, поскольку границы земельного участка не сформированы, не определены, участок не постановлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт отсутствует, доказательств иного суду не предоставлено. При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Косаревой С.Б. в признании права собственности на данный земельный участок. Доводы кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок может являться объектом правоотношений, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на неверном толковании закона.. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Красноярского районного суда Самарской области от 17 мая 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Косаревой С.Б. – Маслова Н.А., – без удовлетворения. Председательствующий: судьи