Судья Черкунова Л.В. гр. касс. дело № 33-6269/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Николаевой Н.М., судей: Ефремовой Л.Н., Гороховика А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05 мая 2011 года, которым постановлено: « Иск Никулина С.А. удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Никулину С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи три человека жилое помещение в г.Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец –Никулин С.А. обратился в суд к мэрии г.о.Тольятти Самарской области с иском об обязании предоставить ему вне очереди жилое помещение в г.Тольятти на состав семьи из трёх человек по установленным нормам. При этом, истец утверждал, что его семья в составе трёх человек с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он (истец) страдает хроническим заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Однако мэрией городского округа Тольятти во внеочередном порядке жилье истцу до настоящего времени не предоставляется. Истец просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ему вне очереди жилое помещение в г.Тольятти на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Ответчик иск не признал. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представителем Мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о направлении дела на новое рассмотрение. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу требований ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Частью 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Судом установлено, что семья истца с составом три человека (истец, его супруга- ФИО5, сын-ФИО6) зарегистрированы в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>3,общей площадью 46,1 кв.м., жилой площадью 31,3 кв.м. Кроме семьи истца, в указанной квартире зарегистрированы: ФИО7 – брат истца, ФИО8 - супруга брата, ФИО9, ФИО10 -племянницы истца. Истец Никулин С.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает хроническим психическим заболеванием, состоит на учете в <данные изъяты> Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 (п.3 перечня). Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении жилищных вопросов», Никулин С.А. с составом семьи 3 человека (супруга ФИО5, сын ФИО6) принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках на внеочередное предоставление жилья семья истца значится под №173. Судом установлено, что истец и члены его семьи не имеют в собственности жилые помещения. Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Суд обоснованно признал надлежащим ответчиком Мэрию г.о.Тольятти. В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД (в ред. от 02.02.2011) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 28.06.2006г.), обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставшие на учет до 1 января 2005 года. Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2-4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской думы № 538 от 18 октября 2006 г. (в ред. Решений Думы городского округа Тольятти от 19.09.2007г. № 717, от 18.02.2009г. № 1103), мэрия г.о. Тольятти осуществляет действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Самарской области, Уставом городского округа Тольятти и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно п. 3, п.1 статьи 7 Устава г.о. Тольятти, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа. В соответствии со ст. 37 Устава г.о. Тольятти, к компетенции мэрии относится: исполнение полномочий органов места самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэра (п.1. пп.1) и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой (п.1. пп.8). При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что на мэрию г.о.Тольятти следует возложить обязанность обеспечить Никулина С.А. жилой площадью в г.Тольятти на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Доводы кассационной жалобы представителя мэрии г.о.Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, что мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям. На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05 мая 2011 года оставить без изменений, а кассационную жалобу представителя Мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: