О признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.



Судья: Борисова Е.А. Гр.д. № 33-6489/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«30» июня 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Решетняк М.А.

судей: Калинниковой О.А. и Ефремовой Л.Н.

при секретаре Самодуровой А.И.

с участием прокурора Фоминой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации г.о.Самара на решение Ленинского районного суда Самарской области от 11 мая 2011 года, которым постановлено:

«Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 144 незаконным.

Обязать Администрацию г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 155 оборудовать в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт который включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудовать самостоятельный санузел.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., объяснение представителя Администрации г.о. Самара Парфеновой Ю.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, объяснение представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Семенова А.В., возражение прокурора Фоминой И.А., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского района г.Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (обучающихся в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 155) к Администрации городского округа Самара, Департаменту образования городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 155 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, ссылаясь на то, что прокуратурой Октябрьского района г. Самары проверено соблюдение законодательства об образовании и безопасности в образовательных учреждениях, расположенных в Октябрьском районе г. Самары.

В ходе проверки установлено, что в МОУ СОШ № 155 отсутствует медицинский пункт.

Самостоятельно МОУ СОШ № 155, в связи с трудным финансовым положением, не может устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм.

Администрация г.о. Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм не осуществляет.

Ссылаясь на ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 41, ч. 3 ст. 44 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», требования СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, ст. 9 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 2, ч. 1 ст. 24 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», с учетом уточнений, прокурор Октябрьского района г. Самары просил суд признать бездействие органа местного самоуправления -Администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 155 незаконным. Обязать Администрацию г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 144 оборудовать в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт который включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м. При медпункте оборудовать самостоятельный санузел.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене как постановлено с нарушением норм процессуального и материального права.

В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При рассмотрении и разрешении спора по существу суд первой инстанции обязан учесть особенность, обусловленную отсутствием у ответчика - МОУ СОШ № 155 права собственности на занимаемое ответчиком здание, поскольку в силу ч. 2 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Согласно ст. 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 51 указанного выше Закона медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Пунктом 7 статьи 51 Закона предусмотрена ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Из материалов дела следует и данное обстоятельство в заседании судебной коллегии подтвердил представитель Департамента образования Администрации г.о. Самара, что в соответствии с договором медицинское обслуживание в школе осуществляют работники городской поликлиники № 9.

В соответствии с п. 2.3.22 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02, утвержденных и введенных в действие с 1 сентября 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 ноября 2002 года N 44, (далее - СанПиН 2.4.2.1178-02) медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1.

В то же время п.п. 2.8.1 и 2.8.5 указанных Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

Как следует из материалов дела в школе оборудован медицинский кабинет площадь которого составляет около 15 кв. м. и на него получено положительное санитарно- эпидемиологическое заключение, что прокурором не оспаривается.

В Правилах не содержится императивного требования о площади кабинетов медицинского пункта.

Согласно п.п. 2.8.1 и 2.8.5 указанных выше Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений, в том числе: медпункт или помещение для медицинского обеспечения. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.

Само по себе отсутствие в школе какого-либо из указанных в Правила помещений не является нарушением закона и не ведет к нарушению прав учащихся. При этом, отсутствие набора медицинских помещений не влияет на оказание медицинской помощи школьникам, поскольку такая помощь оказывается по договору с медицинским учреждениям, угрозы для жизни и здоровья учащихся не имеется.

Так, действующим законодательством предусмотрено при отсутствии стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях оказание стоматологической помощи обучающимся в детских стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) детских поликлиник (п. 2 Положения об организации деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 964-н от 03.12.2009 года).

Кроме того, из материалов дела следует, что здание школы № 155 сдано в эксплуатацию в 1960 году и с момента ввода его в эксплуатацию функциональное назначение его не менялось, указанное здание не реконструировалось, что затрудняет оборудование в данном задании медицинского пункта в объеме указанном прокурором, с ссылкой на СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44.

Прокурор не привел никаких доводов, каким образом использование существующего помещения медицинского кабинета может создать угрозу для жизни или здоровья неопределенного круга лиц.

Таким образом, прокурором, требующим судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

При таких обстоятельствах требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права и не направлены на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Материалы дела не содержат сведений о поступлении обращений контролирующих органов или заявлений законных представителей учащихся о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вышеприведенные обстоятельства при рассмотрении и разрешении спора не были приняты судом первой инстанции во внимание и учтены.

Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены вышеуказанные нормы материального права.

Судебная коллегия полагает, что постановленное судом решение подлежит отмене.

Поскольку фактические обстоятельства установлены полностью, отсутствует необходимость в направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 мая 2011 года отменить.

Вынести новое решение.

Отказать прокурору Октябрьского района г. Самары в удовлетворении иска заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту образования городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 155 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать МОУ среднюю общеобразовательную школу № 155 в соответствии с требованиями СаНПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2008 № 44, медицинский пункт который включает: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 14 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м.; кабинет психолога, площадью 10 кв.м., самостоятельный санузел.

Председательствующий:

Судьи: