Судья Черкунова Л.В. гр. касс. дело № 33- 6741/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 05 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Николаевой Н.М., судей: Гороховика А.С., Ефремовой Л.Н., с участием прокурора Шабановой Ю.Н.. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 мая 2011 года, которым постановлено: «Иск прокурора г.Тольятти удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Бикташевой К.Н.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение оставить без изменений, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец - прокурор г.Тольятти Самарской области в интересах Бикташевой К.Н., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, обратился в суд к Мэрии г.о.Тольятти с иском о предоставлении вне очереди жилого помещения Бикташевой К.Н., как лицу оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти №-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ, Бикташева К.Н. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма с составом семьи 1 человек, однако до настоящего времени Бикташева К.Н. жильем не обеспечена. Бикташева К.Н. обратилась к прокурору Центрального района г. Тольятти с заявлением, чтобы прокурор обратился в суд в её интересах с иском о предоставлении жилого помещения. Прокурор г. Тольятти просил суд обязать мэрию г.о.Тольятти предоставить Бикташевой К.Н. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек. Ответчик иск не признал. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представителем Мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда. На основании ст. 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004г. «О введении в действие ЖК РФ», с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии с п.2 ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 4 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Статьей 8 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательного учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в радах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждена исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходным обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании п.2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ. Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.06г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом установлено, что Бикташева К.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Бикташевой К.Н. – ФИО7 лишена родительских прав в отношении детей, в отношении Бикташевой К.Н. имела статус одинокой матери. 10.01.2007г. Бикташева Р.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бикташева К.Н. обучалась в муниципальном образовательном учреждении средней школе № г.о. Тольятти; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в МОУ СОШ № г.о.Тольятти. С ДД.ММ.ГГГГ Бикташева К.Н. зачислена на 1 курс отделения начального профессионального образования по профессии «Аппаратчик-оператор», с ДД.ММ.ГГГГ отчислена на основании личного заявления. Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Бикташева Кристина Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, кроме неё по указанному адресу зарегистрированы ещё 8 человек. Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №/п, за несовершеннолетней Бикташевой К.Н. сохранено право пользования жилой площадью в жилом доме по адресу: <адрес>. В соответствии с Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 вышеуказанное Постановление от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу. Из копии свидетельства о рождении следует, что у Бикташевой К.Н. имеется дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Судом установлено, что ни Бикташева К.Н., ни её дочь ФИО2 не имеют в собственности жилые помещения. Какого -либо жилья за Бикташевой К.Н. не закреплено. Решением заместителя мэра г.о. Тольятти №-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ, Бикташева К.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи 1 человек. Представитель ответчика не оспаривает право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Данный довод судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание по следующим основаниям. Так, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище», при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Постановлением Мэра г.о. Тольятти №/п от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семьи из трех человек и более человек - по 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи Таким образом, жилищные права Бикташевой К.Н. подлежат защите путём предоставления ей вне очереди жилой площади. В суде первой инстанции представитель мэрии г.о.Тольятти утверждал, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, ссылалась на то, что мэрия г.о. Тольятти, являясь органом местного самоуправления, предоставляет жилые помещения лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание данные доводы по следующим основаниям. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г, № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Таким образом, и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты). Вышеприведенные положения Законов Самарской области не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлены на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что на мэрию г.о.Тольятти следует возложить обязанность обеспечить истицу жилой площадью в г.Тольятти вне очереди по договору социального найма на состав семьи один человек, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы кассационной жалобы представителя Мэрии г.о.Тольятти о не согласии с решением суда, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: