07 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего: Моргачевой Н.Н., Судей: Тарасовой С.М. и Сокол Т.Б. с участием прокурора Фоминой И.А. при секретаре: Самодуровой А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 18 мая 2011 года, которым постановлено: «Исковое заявление Прокурора города Октябрьск в интересах неопределённого круга лиц к Министерству имущественных отношений Самарской области, Государственному специальному учебно-образовательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе г. Октябрьска удовлетворить. Признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области и Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы г. Октябрьска в виде непринятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области и Государственное специальное учебно-воспитательного учреждение для детей и подростков с девиантным поведением - специальную общеобразовательную школу г. Октябрьска устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в Государственном специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе г. Октябрьска, а именно: - организовать горячее водоснабжение в умывальных, столовой; - оборудовать туалетные унитазами и закрывающимися кабинами, отремонтировать не функционирующую чашу Генуа; - разместить воспитанников в спальне в соответствии с требованиями; - привести гигиеническое покрытие полов (линолеум), стен (штукатурка) в спальных помещениях и учебных кабинетах в соответствие с требованиями; - соблюдать воздушно-тепловой режим во всех учебных комнатах (мастерская на первом этаже, кабинет музыки); -оборудовать нагревательные приборы системы отопления защитными деревянными решетками; - оснастить классные доски в учебных кабинетах софитами; - установить раковины для мытья рук в каждом цехе; - привести в соответствие с требованиями набор помещений медицинского пункта: - привести в соответствие с требованиями приемное отделение в спецшколе (по составу помещений). Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в доход государства госпошлину в сумме 2000 рублей». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности № от 29.12.2010 г. Храменкова А.М. в поддержание доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу директора государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением –специальной общеобразовательной школы г. Октябрьска Чистовой Н.Н., представителя министерства образования и науки Самарской области по доверенности № от 06.06.2011 г. Мокровой С.А., заключение прокурора, полагавшей решения суда оставить без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г. Октябрьска обратился в суд в интересах воспитанников государственного специального учебно-образовательному учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы г. Октябрьска (далее спецшкола) с иском к министерству имущественных отношений Самарской области, министерству образования и науки Самарской области. Государственному специальному учебно-образовательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школе г. Октябрьска о признании незаконным бездействия министерства имущественных отношений Самарской области и Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы г. Октябрьска в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Октябрьска Басаев М.Д. отказался от исковых требований к министерству образования и науки Самарской области и просил привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, исковые требования к министерству имущественных отношений Самарской области, Государственному специальному учебно-образовательному учреждению для детей и подростков с девиантным поведением - специальная общеобразовательная школа г. Октябрьска поддержал. В иске указал, что проведенной прокуратурой города Октябрьска проверкой в порядке надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в специальной общеобразовательной школе г. Октябрьска не устранены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, выявленные в ходе проверки Роспотребнадзора от 02.02.2011 г. В нарушение требований п.2.2.7.4 СанПиН 2.2.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» комплекс помещений круглосуточного пребывания воспитанников включает две спальные комнаты на 6 и 10 коек. Площадь спальных помещений составляет 66,5 кв.м. и 65,9 кв.м. Площадь спальных помещений составляет более 4 кв.м. на 1 воспитанника, но размещено более 4 воспитанников в одной спальне; в нарушение требований п.2.3.2 и п.2.3.7 СанПиН 2.4.1201-03 нарушена целостность гигиенического покрытия полов (линолеум), стен (штукатурка) в спальных помещениях и учебных кабинетах; в нарушение требований п.2.4.19 и п.2.4.21 СанПиН 2.4.1201-03 туалетные не оборудованы унитазами и закрывающимися кабинами; в нарушение требований п.2.6.1 СанПиН 2.4.1201-03 воздушно-тепловой режим соблюдается не во всех учебных комнатах (мастерская на первом этаже, кабинет музыки); в нарушение требований п.2.7.6 СанПиН 2.4.1201-03 нагревательные приборы системы отопления не оборудованы защитными деревянными решетками; в нарушение требований п.2.6.2 СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» классные доски в учебных кабинетах не оснащены софитами; в нарушение требований п.3.1 СанПиН 2.4.1201-03 раковина для мытья рук сотрудников пищеблока установлена только в овощном цехе; в нарушение требований п.2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03 в медицинском кабинете отсутствует санитарный узел для медицинского персонала, в составе изолятора одна палата; приемное отделение по составу помещений не соответствует требованиям п.2.2.6.3 СанПиН 2.4.1201-03, а также не заключен договор с МУ ЦГБ г.Октябрьска об использовании дезинфекционной камеры для обеззараживания одежды, бывшей на детях при поступлении в спецшколу и для камерной дезинфекции постельных принадлежностей по эпидемиологическим показаниям; в нарушение требований п.2.7.2 СанПиН 2.4.1201-03 в умывальных, столовой отсутствует горячее водоснабжение. Ссылаясь на то, что бездействие по устранению указанных нарушений способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья воспитанников, педагогических работников, других лиц, прокурор г. Октябрьска просил признать незаконным бездействие ответчиков по устранению выявленных нарушений, обязать ответчиков устранить все нарушения. Ответчик министерство имущественных отношений Самарской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, возражений на исковое заявление не представил. Представитель ответчика Государственного специального учебно-образовательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы г. Октябрьска - директор Чистова Н.Н. пояснила, что администрацией спецшколы некоторые выявленные нарушения устранены. В настоящее время выделены денежные средства на проведение капитального ремонта, который будет окончен в срок до 1 ноября 2011 года. Все не устранённые нарушения в полном объёме включены в мероприятия по капитальному ремонту. Представитель 3-го лица - министерства образования и науки Самарской области показала, что министерство образования и науки Самарской области осуществляет возложенные на него обязанности по финансированию школы в полном объёме, осуществляя финансирование школы в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов школы. Финансирование школы осуществляется согласно утверждённых Правительством Самарской области нормативов, в зависимости от количества воспитанников (обучающихся). Кроме того, дополнительно на проведение капитального ремонта и мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства по статьям расходов 225 (работы и услуги по содержанию имущества) и 226 (прочие расходы и услуги) министерством школе выделено: в 2010 году 750.000 рублей (распоряжение от 29.03.10г. №22-р); в 2011 году – 40.005.000 рублей (распоряжение от 31.12.10г. №992-р). Большая часть нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства была устранена школой ещё до обращения прокурора в суд. В настоящее время школой в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.05г. осуществляется процедура размещения заказа на выполнение работ по капитальному ремонту зданий школы, в ходе которого будут устраняться, в том числе нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Для соблюдения процедуры размещения заказа, заключения контракта, выполнения работ потребуется время. Таким образом, отсутствуют основания считать, что школа бездействует и не принимает мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Тем более, ещё не истёк указанный в предписании органов Роспотрбнадзора срок для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства -01.09.11г. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить, считая его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по существу. В соответствии с п.3 ч.1 ст.24 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Согласно ч. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно Уставу спецшкола г. Октябрьска является юридическим лицом, учредителями спецшколы являются министерство образования и науки Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области. Имущество Спецшколы, закрепленное за ней на праве оперативного управления, является собственностью Самарской области. Спецшкола несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закреплённой за ней собственности. Контроль деятельности спецшколы в этой части осуществляется министерством имущественных отношений Самарской области. К компетенции министерства образования и науки Самарской области относится финансовое обеспечение Спецшколы на основе государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, утверждаемых постановлением Правительства Самарской области. В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Обязанности по финансированию спецшколы министерство образования и науки, как установлено судом, выполняет в полном объёме, осуществляя финансирование спецшколы в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов спецшколы. С учетом изложенного обоснованным является вывод городского суда о неправомерности бездействия министерства имущественных отношений Самарской области и Государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школы г. Октябрьска по непринятию мер об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в указанном специальном учебно-образовательном учреждении и о наличии оснований для обязания ответчиков устранить оставшиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Судом первой инстанции были проверены доводы ответчиков о том, что из выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и норм на данный момент 21 выполнено, срок их устранения, согласно предписанию от 02.02.11г., не истёк, т.е. они не бездействуют. Отклоняя его, суд обоснованно принял во внимание, что устраненные нарушения являются текущими, а оставшиеся нарушения требуют капитального вложения, на протяжении нескольких лет не устраняются, и создают реальную угрозу. Также с учетом того, что согласно уставу собственником имущества учреждения является Самарская область, в соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79, министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы об отсутствии у министерства имущественных отношений Самарской области обязанности по приведению Спецшколы г. Октябрьска в состояние, соответствующее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом согласно пп.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом изложенного судебная коллегия считает, что подлежит исключению указание на взыскание госпошлины с министерства имущественных отношений Самарской области в доход государства в сумме 2000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Октябрьского городского суда Самарской области от 18 мая 2011 года по существу оставить без изменения, кассационную жалобу министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения. Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения суда указание на взыскание с министерства имущественных отношений Самарской области в доход государства госпошлины в сумме 2000 рублей. Председательствующий: Судьи: