Судья: Дурнова Н.Г. Гр. д. № 33-6496 /2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 30 июня 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего Моргачевой Н.Н. Судей – Тарасовой С.М. и Сорокиной Л.А. при секретаре Тимагине Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 10 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Калыгиной Е.С. о предоставлении жилого благоустроенного жилого помещения вне очереди удовлетворить. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самары предоставить Калыгиной Е.С. благоустроенное жилое помещение вне очереди в соответствии с действующим законодательством». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Пюльзю А.К. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения Калыгиной Е.С. и ее представителя адвоката Кочаненко Г.П., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Калыгина Е.С. обратилась в суд к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьему лицу Администрации г.о. Самара с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди. В обоснование требований истец указала, что является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, в доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В 2008 года в данном доме произошел пожар, после чего распоряжением первого заместителя главы г.о. Самары дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Ссылаясь на то, что с 2008 года она в установленном порядке признана малоимущей и поставлена на учет как нуждающаяся в жилых помещениях муниципального фонда по договорам социального найма, но до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, Калыгина Е.С., уточнив требования, просила обязать Департамент управления имуществом г.о. Самары предоставить ей благоустроенное жилое помещение вне очереди в соответствии с действующим законодательством Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда как незаконное. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным. Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно представляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Как следует из материалов дела, Калыгиной Е.С. принадлежит на праве собственности ? доля в праве общей долевой собственности на <адрес>, в доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Распоряжением первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от 29.06.2009 года №-р Калыгина Е.С. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Распоряжением первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от 30.06.2009 года №-р (с внесенными изменениями) указанный выше дом признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить гражданам, проживающим в указанном доме по договорам социального найма, благоустроенные жилые помещения, отселение физических лиц завершить до конца 2010 года. Собственникам помещений в многоквартирном доме осуществить снос дома в течение трех месяцев со дня отселения граждан. Доказательства того, что с момента признания дома по указанному выше адресу аварийным и подлежащим сносу Департаментом управления имуществом г.о. Самара принимались какие-либо меры для исполнения возложенной на него законом обязанности предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма, в материалах дела отсутствуют, также как и доказательства невозможности своевременного исполнения им данной обязанности. На основании изложенного, поскольку Калыгина Е.С. признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, правильным является вывод суда о том, что у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность предоставить Калыгиной Е.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение, согласно действующему законодательству. Оспаривая законность решения суда, департамент управления имуществом г.о. Самара ссылается в кассационной жалобе на то, что п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ применим только к нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и проживающих в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания. По мнению кассатора, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном непригодным для проживания, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Данные доводы не могут быть приняты во внимание как основанные на субъективном понимании права. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимися по смыслу ст. 57 ЖК РФ могут быть признаны как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Статья 32 ЖК РФ регламентирует порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия ст. 57 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самара от 10 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: