Судья: Левина М.В. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е гр. дело № 33-7129 12 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Яковлевой В.В. судей: Гороховика А.С. и Акининой О.А. при секретаре: Самодуровой А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара на решение Промышленного районного суда г. Самары от 01 июня 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Промышленного района г. Самары, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично. Обязать ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. Самары» на территории стационара по адресу: <адрес>, устранить нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, а именно: -привести в соответствие с требованиями п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», площадь, приходящуюся на 1 койку в стационаре; -привести в соответствие с требованиями приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» расстояние между кроватями в отделениях стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. о. Самары»; -провести ремонт кабинетов, коридоров, палат, санитарных комнат, санитарно-бытовых помещений общего пользования стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара», обеспечивающих гладкую поверхность стен, полов и потолков помещений; - в помещениях процедурных кабинетов отделений, в моечной отделения реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, установить отдельную раковину для мытья рук или двухгнездовой раковина; -оборудовать солнцезащитными устройствами окна палат стационара, ориентированные на южные румбы горизонта; - оборудовать процедурные кабинеты кондиционерами; -оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением помещения душевых, санитарных узлов помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств; - оборудовать контейнерную площадку ограждением и навесом; - в пищеблоке произвести покраску стен, потолка; заменить облицовочную плитка; провести ремонт кровли крыши пищеблока; - оборудовать воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки к канализационной сети производственного оборудования и моечной ванны. Обязать Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара осуществить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара». В остальной части иска отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., объяснения представителя Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара – Дашкиной Г.Ш. (по доверенности от 08.07.2011 г.) и представителя ММУ «Медико-санитарная часть № 2» Промышленного района г.о. Самара – Кудряшовой О.П. (по доверенности от 11.07.2011 г.), поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей решение суда отставить без изменения, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прокурор Промышленного районного г. Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара», Департаменту здравоохранения Администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих требований указал, что Прокуратурой Промышленного района г. Самары проверено соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства в ММУ «МСЧ№ 2 Промышленного района г.о. Самары». ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведены мероприятия по контролю санитарно-эпидемиологического законодательства в стационаре ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самары», расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - площадь земельного участка стационара на 1 койку составляет 30,09 кв.м., что не соответствует рекомендуемым нормативным требованиям п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - при приемном отделении стационара не предусмотрена диагностическая палата или бокс для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное заболевание пациента, что не соответствует требованиям п. 10.1.1. главы I - площадь на 1 койку в палатах отделений стационара занижена, что является нарушением требований приложения №1 СанПиН - в ряде палат, санитарно-бытовых и вспомогательных помещений отделений - в помещениях процедурных кабинетов отделений, в - для обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха в - вытяжная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, что не соответствует требованиям п. 6.29 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - контейнерная площадка не имеет ограждения и навеса, что не соответствует требованиям п.2.17 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - в помещениях пищеблока требуется проведение косметического ремонта, в производственных цехах побелка на стенах и потолке грязная, местами лопнула и осыпается; на стенах частично отсутствует облицовочная плитка, что является нарушением п.6.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», ст. 11, 17 Закона РФ от 30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В план мероприятий по ММУ МСЧ №2 на 2 квартал 2011 года запланировано проведение ремонта помещений пищеблока; - производственное оборудование и моечные ванны частично присоединяются к канализационной сети без воздушного разрыва не менее 20 мм от верха приемной воронки. Частично приемники стоков внутренней канализации не имеют гидравлических затворов (сифоны), что является нарушением п.3.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; ст. 11, 17 Закона РФ от 30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении стационара и состояние помещений стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. Самары» не обеспечивают состояние здоровья пациентов, сотрудников, посетителей, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Департамент здравоохранения Администрации т.о. Самара является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к муниципальным медицинским учреждениям г. Самары, указанным в перечне, в том числе к ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара». Ссылаясь на изложенное, с учетом уточненных исковых требований прокурор просил суд обязать ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. Самары» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, а именно: -привести в соответствие с требованиями п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», площадь, приходящуюся на 1 койку в стационаре; - при приемном отделении стационаров устранить диагностическую палату или бокс для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное заболевание пациента; -привести в соответствие с требованиями приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» расстояние между кроватями в отделениях стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г. о. Самары»; -провести ремонт кабинетов, коридоров, палат, санитарных комнат, санитарно-бытовых помещений общего пользования стационара ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара», обеспечивающих гладкую поверхность стен, полов и потолков помещений; - в помещениях процедурных кабинетов отделений, в моечной отделения реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, установить отдельную раковину для мытья рук или двухгнездовой раковина; -оборудовать солнцезащитными устройствами окна палат стационара, ориентированные на южные румбы горизонта; - оборудовать процедурные кабинеты кондиционерами; -оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением помещения душевых, санитарных узлов помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств; - оборудовать контейнерную площадку ограждением и навесом; - в пищеблоке произвести покраску стен, потолка; заменить облицовочную плитка; провести ремонт кровли крыши пищеблока; - оборудовать воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки к канализационной сети производственного оборудования и моечной ванны. Обязать Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара осуществить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ММУ «МСЧ №2 Промышленного района г.о. Самара». Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Самарской области были проведены мероприятия по контролю соблюдения законодательства ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара» по адресу: <адрес>, что подтверждается информационной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанной справе в ходе проверки стационара были выявлены нарушения соблюдений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - площадь земельного участка стационара на 1 койку составляет 30,09 кв.м., что не соответствует рекомендуемым нормативным требованиям п.2.11 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - при приемном отделении стационара не предусмотрена диагностическая палата или бокс для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное заболевание пациента, что не соответствует требованиям п. 10.1.1. главы I - площадь на 1 койку в палатах отделений стационара занижена, что является нарушением требований приложения №1 СанПиН - в ряде палат, санитарно-бытовых и вспомогательных помещений отделений - в помещениях процедурных кабинетов отделений, в - для обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха в - вытяжная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, что не соответствует требованиям п. 6.29 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - контейнерная площадка не имеет ограждения и навеса, что не соответствует требованиям п.2.17 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - в помещениях пищеблока требуется проведение косметического ремонта, в производственных цехах побелка на стенах и потолке грязная, местами лопнула и осыпается; на стенах частично отсутствует облицовочная плитка, что является нарушением п.6.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», ст. 11, 17 Закона РФ от 30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В план мероприятий по ММУ МСЧ №2 на 2 квартал 2011 года запланировано проведение ремонта помещений пищеблока; - производственное оборудование и моечные ванны частично присоединяются к канализационной сети без воздушного разрыва не менее 20 мм от верха приемной воронки. Частично приемники стоков внутренней канализации не имеют гидравлических затворов (сифоны), что является нарушением п.3.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; ст. 11, 17 Закона РФ от 30.03.99 г № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Ответчиком ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара» не оспаривается, что на территории действительно имеются вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм, устранение данных нарушений до настоящего времени не произведено. При таких данных, суд обосновано возложил на ММУ «МСЧ № 2 Промышленного района г.о. Самара» обязанность по выполнению вышеуказанных требований СанПин в перечисленном объеме за исключением требования об устройстве при приемном отделении стационара диагностической палаты или бокса для изоляции больных в случае подозрения на инфекционное заболевание пациента, в соответствии требованиями п. 10.1.1. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Данное требование прокурора является технически неисполнимым, в связи с отсутствием помещения, что подтверждается технической документацией представленной суду. Кроме того, судом установлено, что ММУ МСЧ №2» по адресу: <адрес> имеет узкий профиль «кардиология» и появление больных с подозрением на инфекционное заболевание не соответствует профилю данного медицинского учреждения. Следовательно, удовлетворение данного требования прокурора нецелесообразно. В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 25.09.2008 N 643, Департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере здравоохранения. Департамент осуществляет регулирование деятельности субъектов муниципальной системы здравоохранения, обеспечивает реализацию единой политики в области охраны здоровья на территории городского округа Самара (п. 3 Положения). В соответствии с п.п. 3.18- 3.20 Положения «О Департаменте здравоохранения Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 25.09.2008г. № 643, Департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара участвует в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных медицинских учреждений городского округа Самара; разрабатывает план капитального ремонта муниципальных медицинских учреждений городского округа Самара; проверяет сметную документацию на проведение реконструкции и ремонтных работ в муниципальной системе здравоохранения городского округа Самара, финансируемых за счет бюджета городского округа Самара. Согласно п.3 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о. Самара», утвержденным решением Думы г.о. Самара от 27.12.2007г. № 516, в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета г.о. Самара до 01 июня текущего года отраслевые (функциональные) органы Администрации г.о. Самара представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа. Установлено, что денежные средства на проведение вышеуказанных мероприятий ММУ МСЧ № 2 в настоящее время не выделены. При таких обстоятельствах, проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что Департаментом здравоохранения Администрации г.о. Самара, в нарушение требований законодательства допущено бездействие по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологических требований, в связи с чем, суд обосновано исковые требования прокурора в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Администрации г.о. Самара провести необходимые действия для устранения имеющихся нарушений удовлетворил. Доводы кассационной жалобы Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самары о незаконности и необоснованности решения суда несостоятельны, поскольку все обстоятельства, имеющие юридическое значения для правильного разрешения данного дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, спор разрешен в соответствии с нормами действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Промышленного районного суда г. Самары от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента здравоохранения Администрации г.о. Самара – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность»;
стационара наблюдаются дефекты внутренней отделки (трещины, шелушение), в связи с чем
возможность и доступность влажной обработки внутренних поверхностей помещений с
применением моющих и дезинфицирующих средств затруднена, что является нарушением п.4.2, п. 11.14 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
моечной отделения реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, отдельная раковина для мытья рук или двухгнездная раковина не установлена, что является нарушением п.5.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) кондиционирование воздуха не
предусмотрено, что не соответствует требованиям п.6.25 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность»;
стационара наблюдаются дефекты внутренней отделки (трещины, шелушение), в связи с чем
возможность и доступность влажной обработки внутренних поверхностей помещений с
применением моющих и дезинфицирующих средств затруднена, что является нарушением п.4.2, п. 11.14 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
моечной отделения реанимации стационара, где проводится обработка инструментов, отдельная раковина для мытья рук или двухгнездная раковина не установлена, что является нарушением п.5.8 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
процедурных кабинетах (помещения чистоты класса Б) кондиционирование воздуха не
предусмотрено, что не соответствует требованиям п.6.25 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;