Устранение препятствий в пользовании жилым помещением



Судья: Бушуева Е.В. Гр.д. № 33-6647

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Филатовой Г.В.

судей: Пинчук С.В. Сказочкина В.Н.

при секретаре: Хоциной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Романовой Л.В. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 16 июля 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Романовой Л.В., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 Сергеевны, ФИО4, к Администрации городского округа Новокуйбышевск, Зайдуллиной Т.В. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, о выселении, вселении, об обязании передать ключи, об обязании произвести регистрацию - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., доводы Романовой Л.В. и её представителя Смагиной Л.В., поддержавших кассационную жалобу, возражения на жалобу представителя администрации г.о. Новокуйбышевск по доверенности Негорожиной А.Г., объяснения 3 лица Романова В.В., заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Романова Л.В. в своих интересах в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО4, ФИО3, обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Новокуйбышевск, Зайдуллиной Т.В. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, о выселении, вселении, об обязании передать ключи, об обязании произвести регистрацию.

В обоснование требований указала, что ей на состав семьи - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Романовой Л.В. был предоставлен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в денежном выражении в размере - 982.800 рублей.

Изначально истец желала приобрести жилое помещение в <адрес>, однако сделка не состоялась, в связи с чем, Романова Л.В. достигла договоренности с ФИО3, с которой заключила договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого приобрела в общую долевую собственность с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Сделка купли-продажи была совершена ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день был составлен передаточный акт между сторонами, право собственности было зарегистрировано в УФРС по Самарской области.

Однако, с момента выдачи сертификата и до момента приобретения на предоставленные денежные средства жилого помещения истец родила дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была зарегистрирована по месту жительства и регистрации на момент рождения ребенка матери - истца по <адрес> комната

После приобретения жилого помещения, со стороны Администрации г.о. Новокуйбышевск было выставлено требование о выселении и об освобождении жилого помещения. В спорном жилом помещении истец проживала до начала ДД.ММ.ГГГГ года, после чего выехала в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь - ФИО4, однако зарегистрировать свою дочь она не может ни месту регистрации, поскольку ей отказывают, ссылаясь на то, что у нее имеется в собственности жилое помещение, поэтому дочь в настоящее время временно зарегистрировали по месту фактического проживания в <адрес>.

Однако, постоянно зарегистрировать свою дочь по месту фактического проживания она не может, поскольку со стороны органа опеки и попечительства отсутствует согласие на регистрацию ФИО4, поскольку она должна быть зарегистрирована по месту регистрации мамы, так как жилое помещение, в котором истец зарегистрирована, отнесено к статусу социального найма и в дальнейшем несовершеннолетний ребенок может реализовать свое право на получение жилого помещения в порядке приватизации.

Несмотря на то, что истец с гражданским мужем и детьми проживала в <адрес>, вещи ее остались в комнате.

В настоящее время комнату занимает Зайдуллина Т.В., которая ранее занимала другую комнату.

Ссылаясь на то, что на момент рождения второй и третьей дочери у истца имелось право пользования комнатой , Романова Л.В. просила вселить ее и не несовершеннолетних детей - ФИО2, ФИО3, ФИО4 в комнату дома по <адрес>.

Выселить из указанной комнаты Зайдуллину Т.В., устранив препятствия в пользовании жилым помещением, передать ей ключи, а также произвести регистрацию ФИО4 по выше указанному адресу.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Романова Л.В. просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела видно, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Романова Л.В. работала дворником в ОАО РЭП .

На основании распоряжения Администрации г.о. Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ , Романовой Л.В. и ее дочери ФИО2 был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на вселение в комнату в доме по <адрес> (общежитие).

ДД.ММ.ГГГГ в указанной комнате был зарегистрирован ФИО2 (брат истца) в связи с осуществлением им трудовых обязанностей.

Судом установлено и не отрицалось сторонами по делу, что Романова Л.В. была включена в федеральную целевую программу «Жилище», в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен государственный жилищный сертификат и выделены денежные средства в размере 982800 руб. на покупку жилого помещения и совместно проживающих с ней членов семьи - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ между Романовой Л.В. и ФИО1 был заключен договор купли-продажи, на основании которого ФИО1 продал Романовой Л.В. и ее несовершеннолетней дочери ФИО2 квартиру, расположенной по адресу: <адрес> «а»-16.

Согласно п. 2 названного выше договора, стоимость квартиры определена в размере <данные изъяты> рублей, однако, ФИО1 не были получены денежные средства, он обратился в суд с иском к Романовой Л.В.

Решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 02.03.2009г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Романовой Л.В., действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней Романовой Н.В. о взыскании денежных средств, - отказано.

Исковые требования Романовой Л.В., действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней Романовой Н.В., к ФИО1 о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, применение последствий недействительности сделки, взыскании задатка и судебных расходов, - удовлетворены. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенный между ФИО1 и Романовой Л.В., действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней Романовой Н.В., признан недействительным.

ДД.ММ.ГГГГ Романова Л.В. заключила договор купли-продажи с ФИО3, на основании которого она и ее дочь ФИО2 приобрели в общую долевую собственность жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ В этот же день был составлен акт приема-передачи указанного жилого помещения, а переход права собственности состоялся ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ Романова Л.В. и ее несовершеннолетняя дочь ФИО2 реализовали свое право на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно утвержденным этим Постановлением Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (подпункт 16.1).

Таким образом, законодатель предусмотрел в качестве обязательного условия выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, предоставление этими гражданами обязательства о расторжении договора социального найма на занимаемое жилое помещение.

Расторжение договора социального найма влечет за собой прекращение прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи, имевшихся у них на основании этого договора в соответствии с положениями ст. ст. 60, 69 ЖК РФ, и порождает их обязанность освободить жилое помещение, являвшееся предметом договора социального найма.

Судом установлено, что такое обязательство было дано Романовой Л.В. при получении государственного жилищного сертификата, что подтверждается ее подписью и указанием на то, что она согласна с условиями выдачи государственного жилищного сертификата, следовательно, ею были приняты обязательства по расторжению договора социального найма.

Рассматривая доводы истицы о том, что при предоставлении государственного жилищного сертификата, членом семьи участника программы являлась только ее дочь -Романова Н.В., в период же реализации права на приобретение жилого помещения у нее были рождены двое детей, которые имеют право на пользование жилого помещения по договору социального найма – комнатой в общежитии, суд обоснованно исходил из того, что возникновение права пользования жилым помещением несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ.р., должно быть обусловлено правом пользования жилым помещением на основании договора социального найма у их законного представителя, Романовой Л.В.

Поскольку Романова Л.В. при получении государственного жилищного сертификата приняла обязательства по расторжению договора социального найма, следовательно, у ФИО3 и ФИО4 не возникло право пользования комнатой по договору социального найма.

При этом суд правильно указал, что не обращение Администрация г.о Новокуйбышевск после приобретения Романовой Л.В. жилого помещения муниципалитет с требованиями о снятии ее с регистрационного учета, не является основанием для подтверждения того обстоятельства, что Администрация г.о Новокуйбышевск признавала за Романовой Л.В. права пользования спорным жилым помещением.

Кроме того, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (брат Романовой Л.В.), был вселен в комнату дома по <адрес>, и вместе с ним в указанный договор в качестве членов его семьи были включены несовершеннолетние дети - Романовой Л.В. - ФИО4, ФИО3

В силу ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу, что поскольку с момента приобретения жилого помещения в <адрес> Романова Л.В. проживает в нем, следовательно, местом проживания детей должно являться место жительство родителей, в частности и Романовой Л.В.

Суд обоснованно не принял во внимание довод органа опеки и попечительства о том, что несовершеннолетние ФИО4 и ФИО3 должны быть зарегистрированы именно в муниципальном жилом помещении для реализации ими в последующем права на получение данного жилого помещения в собственность, поскольку несовершеннолетние дети имеют законное право пользования жилым помещением- комнатой , в данном случае права несовершеннолетних детей не нарушены.

Судом установлено, что, являясь собственником комнаты дома по <адрес>, муниципальный орган предоставил на условиях договора социального найма указанную выше комнату - Зайдуллиной Т.В. и ее несовершеннолетнему ребенку, что подтверждается договором, заключенным между Зайдуллиной Т.В. Администрацией г.о. Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Романовой Л.В.

Ссылка в жалобе на то, что дети истицы включены в договор найма жилого помещения на имя брата истицы ФИО2, правового значения не имеет, поскольку при получении сертификата она была обязана освободить занимаемое жилое помещение.

Доводы в кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

Судебная коллегия полагает, что решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 16 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Романовой Л.В. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: