О возложении обязанности усранить нарушения обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности



Судья: Вельмина И.Н. № 33-7531

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуликиной С.М.

Судей Елистратовой Е.В., Минеевой О.Г.

При секретаре Хоциной О.А.

С участием прокурора Шабановой Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 27.04.2011 г., которым постановлено:

«Обязать муниципальное образовательное учреждение школу-интернат № 6 г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и представить Департаменту образования г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствующее с действующим законодательством, а именно:

1. выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек;

2. выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище;

3. определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений;

4. ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации;

5. не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления);

6. смонтировать системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация;

7. обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации;

8. систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние;

9. установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное освещение;

10. осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения;

11. установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП;

12. не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещателем и стеной более 4,5м (соответственно 6м);

13. не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии;

14. обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации;

15. не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами;

16. проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.;

17. не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м);

18. обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями;

19. не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м- 1,86м;

20. обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного;

21. оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров;

22. оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками;

23. обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением;

24. оборудовать классные доски софитами.

Обязать Департамент образования г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов не выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания Муниципального образовательного учреждения образовательную школу-интернат № 6 среднего общего образования г.о. Самара в соответствии с действующим законодательством, а именно:

25. выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек;

26. выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в с головой, книгохранилище;

27. определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НГЛБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений;

28. ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации;

29. не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления);

30. смонтировать системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация;

31. обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации;

32. систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние;

33. установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное освещение;

34. осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения;

35. установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП;

36. не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещателем и стеной более 4,5м (соответственно 6м);

37. не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии;

38. обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации;

39. не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами;

40. проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.;

41 не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м);

42. обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями;

43. не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м- 1,86м;

44. обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного;

45. оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров;

46. оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками;

47. обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением;

48. оборудовать классные доски софитами».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя администрации г. о. Тольятти Парфеновой Ю.А., представителя Департамента образования администрации г.о. Самара Ставицкого П.Г., директора МОУ школы-интерната №6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара Смагина Н.В. в поддержание кассационной жалобы, заключение прокурора Шабановой Ю.Н. полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Железнодорожного района г. Самара в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МОУ школа-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности,

В заявлении указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.о. Самары в связи с поручением Прокуратуры Самарской области проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением - общеобразовательной школой-интернатом № 6 среднего (полного) образования г.о. Самары законодательства об образовании и противопожарного законодательства.

Проверкой в школе-интернате № 6 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил Пожарной безопасности в российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, Закона РФ «Об образовании».

Система противопожарной защиты здания школы-интерната № 6 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе- интернате, а также поблизости.

Выявленные в школе-интернате № 6 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, в связи с чем, ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.

Без привлечения дополнительных средств школа-интернат № 6 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарное мероприятия.

Источником формирования финансовых ресурсов школы-интерната № 6 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Между тем, администрация г.о. Самара, департамент управления имуществом г.о. Самара не осуществляют финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

При этом, без привлечения дополнительных средств МОУ школа-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопо­жарные мероприятия.

Учитывая данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования городского округа Самара, Администрации городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно:

выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек;

выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище;

- определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений;

- не допускать окраску масляной краской ступеней лестничных маршей с 3-го по 1-й этаж спального корпуса;

- не допускать проведение спортивных занятий в подвале спального корпуса;

- вынести на наружную стену эл. выключатель в кладовке (2-й этаж в переходе между учебным и спальным корпусами);

- обеспечить соблюдение проектных решений по освещённости на лестничных клетках 2-го этажа запасного эвакуационного выхода учебного корпуса около токарной мастерской, где оконный проём заделан;

- обеспечить свободное открывание пожарного крана в ПК № 18 (2-й этаж учебного корпуса);

- ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации;

- не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления);

- смонтировать системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация;

- проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем АПС, систем СОУЭ;

- в спальном корпусе, в столовой привести систему в рабочее состояние;

- обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации;

- систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние;

- установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное освещение;

- осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения;

- установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП;

- не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещателем и стеной более 4,5м (соответственно 6м);

- не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии;

- обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом, где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации;

- не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами;

проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.;

- не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м);

- обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями;

- не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м- 1,86м;

- обеспечить полный инструментальный контроль системы АПС и СОУЭ;

- обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного;

- оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров;

- оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками;

- обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением;

- оборудовать классные доски софитами.

2. Департаменту образования Администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания Муниципального образовательного учреждения общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего полного) общего образования г.о. Самара в соответствии с действующим законодательством, а именно:

- выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек;

- выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище;

- определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений:

- не допускать окраску масляной краской ступеней лестничных маршей с 3-го по 1-й этаж спального

корпуса;

- не допускать проведение спортивных занятий в подвале спального корпуса;

- вынести на наружную стену эл. выключатель в кладовке (2-й этаж в переходе между учебным и спальным корпусами);

- обеспечить соблюдение проектных решений по освещённости на лестничных клетках 2-го этажа запасного эвакуационного выхода учебного корпуса около токарной мастерской, где оконный проём заделан;

- обеспечить свободное открывание пожарного крана в ПК № 18 (2-й этаж учебного корпуса);

- ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации;

- не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления);

- смонтировать системы СОУЭ, предоставить проектную и исполнительную документацию;

- проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем АПС, систем СОУЭ;

- в спальном корпусе, в столовой привести систему в рабочее состояние;

- обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации;

- систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние;

- установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное освещение;

- осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения;

- установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП;

- не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещателем и стеной более 4,5м (соответственно 6м);

- не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии;

- обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации;

- не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами.

- проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2. «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.;

- не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м);

- обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями;

- не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м-1,86м;

- обеспечить полный инструментальный контроль системы АПС и СОУЭ;

- обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного;

- оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров;

- оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками;

- обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением;

- оборудовать классные доски софитами.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что МОУ школа-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований действующего законодательства.

Судом установлено, что прокуратурой в ходе проверке в школе-интернате № 6 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил Пожарной безопасности в российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, Закона РФ «Об образовании».

Согласно акта проверки установлены следующие нарушения:

- не выполнено аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек (нарушение: СНиП 23-05-95 п. 7.62);

- не выполнены противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище, (нарушение: СНиП 2.08.02-89*п. 1.82);

- не определена категория складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений (нарушение: ППБ 01-03 п. 33);

- окрашены масляной краской ступени лестничных маршей с 3-го по 1-й этаж спального корпуса, (нарушение: ППБ 01-03 п. 53.);

- допускается проведение спортивных занятий в подвале спального корпуса, (нарушение: СНиП 2.08.02-89*таблица.4.);

- не вынесен на наружную стену эл. выключатель в кладовке (2-й этаж в переходе между учебным и спальным корпусами) (нарушение: ППБ 01-03 п. 507);

- не обеспечено соблюдение проектных решений по освещённости на лестничных клетках 2-го этажа запасного эвакуационного выхода учебного корпуса около токарной мастерской, где оконный проём заделан (нарушение: СНиП 21-01-97* п. 4.3; ППБ 01-03 п. 51);

- не обеспечено свободное открывание пожарного крана в ПК № 18 (2-й этаж учебного корпуса), (нарушение: ППБ 01-03 п. 89);

- не ликвидированы выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации (нарушение: ППБ 01-03 п. 51);

- размещается оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления) (Нарушение: ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п. 6.32*.);

- на смонтированные системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 98.);

- регламентные работы по техническому обслуживанию систем АПС, систем СОУЭ не проводятся;

- в спальном корпусе в столовой система находится в нерабочем состоянии. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 96);

- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не запускается от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 3.3 НПБ 104-03 «Системы управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в нерабочем состоянии. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 3.15 НПБ 104-03 «Системы управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) отсутствует аварийное освещение. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 12.56 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

- электроснабжение технических средств сигнализации не осуществляется от свободной группы щита дежурного освещения. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ.» п. 11.5.);

- отсутствует защитное заземление блока источника резервного питания БРП. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 15.2 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»); расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка менее 150 мм. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 104-03 «Системы управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» п. 3.17);

- в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещателем и стеной более 4,5м (соответственно 6м). (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» п. 12.28.);

- кабельные линии шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом находятся в незакрепленном состоянии. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства»);

- в подвальном помещении под спальным корпусом где так же находится спортзал в чердачном помещении отсутствуют пожарные извещатели системы автоматической установки пожарной сигнализации.(Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» п.п. 4, 14);

- монтаж линий связи между приборами СОУЭ имеют участки незащищенные негорючими материалами, ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях» п. 3.9.;

- проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнен без отрезков труб, короба, проема и т. п. ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.;

- в коридоре на 1-м этаже в школе, расстояние между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м) п.п. 12.28 таблица 6 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; Шлейфы автоматической пожарной сигнализации расположенные в спальном корпусе находятся не в работоспособном состоянии требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 98;

- не на всех путях эвакуации расположены ручные пожарные извещатели. п 12.41 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».; В электрощитовой расстояние от извещателей до вентиляционных отверстий (дифлекторов) менее 1м фактически (0,68м) п.п 12.19 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;

- ручные пожарные извещатели у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа расположены на высоте более 1,5м фактически от 1,80м-1,86м п.п 12.41 НПБ 88- 2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;

- инструментальный контроль системы АПС и СОУЭ производился частично в связи с отсутствием у персонала ключей от -20% помещений находящихся на объекте;

- уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не обеспечивает не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях, НПБ 104-03 «Система оповещения и управления»;

- туалеты не оборудованы кабинками с дверями без запоров (и 2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02);

- отопительные приборы не оборудованы съемными деревянными решетками (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02);

- медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы не обеспечены холодным и горчим водоснабжением (п. 2.7.5 СанПин 2.4.2.1178-02);

- классные доски не оборудованы софитами (п. 2.6.2 СанПин 2.4.2.1178-02).

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ школа-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе.

Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов школы-интерната № 6 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Самара принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.1996 года № 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета городского округа Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете городского округа Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации городского округа Самара.

Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара от 15.09.2006 № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Установлено, что без привлечения дополнительных средств МОУ школа-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора и обязал МОУ школа-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара и администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности.

Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г.о. Самара от 27.04.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: